Переговоры по урегулированию конфликта в Приднестровье
С 1993 года Кишинев и Тирасполь ведут переговоры о правовом статусе Приднестровья (посредниками выступают Россия, Украина, ОБСЕ, а также США и ЕС в качестве наблюдателей - формат "5+2"). Сейчас в регионе находятся совместные миротворческие силы (СМС), в состав которых входят российские, молдавские и приднестровские военные.
В июле 1995 г. подписано Соглашение о неприменении во взаимных отношениях военной силы и экономических санкций, которое стало первым международным документом и было одобрено на саммите ОБСЕ.
8 мая 1997 г. в Москве был подписан Меморандум "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем", определивший основные принципы во взаимоотношениях Приднестровской Молдавской Республики и Республикой Молдова.
Этим документом был закреплен ряд достигнутых ранее договоренностей и предоставлено право ПМР самостоятельно устанавливать и развивать экономические, научно-технические и культурные связи с другими государствами.
Меморандум закрепил новый подход сторон к проблеме урегулирования, обязав cтороны к взаимосогласованному рассмотрению проблем.
В ходе переговорного процесса стороны, на основании двустороннего обращения, выразили пожелание превратить посредников в гарантов выполнения достигнутых договоренностей.
Российская Федерация и Украина стали гарантами выполнения достигнутых договоренностей, ОБСЕ, отказавшись от участия в переговорном процессе в качестве гаранта, сохранила за собой статус посредника.
В результате этого в Меморандуме "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" появились следующие статьи:
- стороны переговорного процесса являются взаимными гарантами;
- Российская Федерация и Украина гарантируют выполнение соглашений, достигнутых сторонами в ходе переговорного процесса.
24 мая 1997 г. руководства Республики Молдова и Приднестровья, исходя из необходимости скорейшей реализации Меморандума от 8 мая 1997 г., подтвердили вступление в силу всех статей Меморандума и договорились приступить к разработке механизмов реализации положений этого документа.
В ноябре 2003 года Россия представила руководству Молдавии и Приднестровья план урегулирования конфликта, предусматривавший построение федеративного молдавского государства с двумя субъектами: РМ и ПМР. Документ, вошедший в историю под названием "меморандум Козака ", в числе прочего давал Приднестровью право вето. Кроме того, в плане закреплялось военное присутствие Российской Федерации сроком до 2020 года. Именно эти два фактора вызвали резко негативную реакцию Запада, в первую очередь США и ОБСЕ. В результате, Владимир Воронин, занимавший в то время пост президента Молдавии, отказался от подписания документа, мотивировав это желанием "посоветоваться с европейским сообществом". Данное решение привело к охлаждению российско- молдавских отношений. Переговоры были возобновлены только в апреле 2004 года.
В феврале 2006 года молдавская делегация покинула стол переговоров в формате "пять плюс два", обвинив Тирасполь "в несговорчивости".
В марте 2006 года Украина по просьбе молдавского руководства ввела новый таможенный режим для Приднестровья, обязав регистрировать свой экспорт на молдавской таможне. В Тирасполе расценили этот шаг как "экономическую блокаду" и отказались вести переговоры до тех пор, пока не будет подписан так называемый транзитный протокол, гарантирующий Приднестровью самостоятельную внешнеторговую деятельность. В ходе многочисленных консультаций посредники неоднократно призывали стороны вернуться за стол переговоров, но добиться положительных результатов так и не смогли.
Восстановить диалог между Кишиневом и Тирасполем удалось 11 апреля 2008 года, когда в Бендерах состоялась первая после семилетнего перерыва встреча президента Молдавии и лидера Приднестровья. Владимир Воронин и Игорь Смирнов договорились возобновить регулярные двусторонние контакты с целью восстановления переговорного процесса.
Переговоры были возобновлены только 30 ноября 2011 года в Вильнюсе (Литва) и продолжаются по настоящее время.
В настоящее время Молдавия выступает за предоставление Приднестровью статуса особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью страны.