Миротворческие операции России и СНГ на территории Республики Таджикистан

а) Понятие, сущность и значение миротворчества в разрешении вооруженных конфликтов

Миротворчество — это метод, впервые предложенный и разработанный Организацией Объединенных Наций, который не поддается простому определению. В Уставе ООН такого термина нет. Даг Хаммаршельд говорил, что он содержится в «главе шесть с половиной» Устава, и отводил ему место между такими традиционными методами мирного разрешения споров, как посредничество и установление фактов (глава IV), и мерами принудительного характера, например эмбарго и военное вмешательство (глава VII).

Операции по поддержанию мира традиционно включали развертывание в первую очередь военного персонала из ряда стран под командованием ООН для оказания помощи в сдерживании и урегулировании вооруженного конфликта между противоборствующими сторонами. За время, прошедшее с первого направления военных наблюдателей в составе Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) в 1948 году, миротворческая деятельность ООН эволюционировала в сторону решения уникальных по своему характеру задач совершенно отличающихся друг от друга конфликтов в условиях меняющейся политической обстановки[1].

В годы «холодной войны», когда началось проведение «традиционных» операций по поддержанию мира, над ними постоянно довлела потенциальная угроза ядерной конфронтации. Такие деятели, как премьер-министр Канады Лестер Пирсон, Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд, его помощник Ральф Банч и сотрудники на местах из многих стран взяли на вооружение этот метод, чтобы превратить миротворческие операции в необходимое средство контролирования конфликтов в разобщенном и раздираемом противоречиями мире.

За последние годы значительно возросло количество и изменилась сама природа конфликтов, с которыми сталкивается ООН. Для пришедшего на смену «холодной войне» периода характерно распространение в государствах гражданских войн и других вооруженных конфликтов, которые угрожают международному миру и безопасности и обрекают людей на массовые страдания. Операции по поддержанию мира, первоначально проводившиеся для разрешения межгосударственных конфликтов, все чаще стали применяться для урегулирования внутригосударственных конфликтов и прекращения гражданских войн. Сегодня конфликты часто происходят между многочисленными вооруженными группировками, преследующими разные политические цели, и распадающимися структурами власти. Поэтому миротворцы иногда оказываются в ситуациях, когда договоренности о прекращении огня не выполняются, когда ставится под сомнение целесообразность присутствия ООН и когда правительства и государственные институты прекращают функционировать или распадаются. Задача миротворцев еще более усложняется в результате действий нерегулярных сил и повстанческих формирований, которые игнорируют или сознательно нарушают нормы гуманитарного права, а также в результате постоянно меняющихся линий конфронтации.

Миротворцам часто поручается выполнение или поддержка сложных по своему характеру гражданских и военных функций, имеющих большое значение для поддержания мира и начала восстановления и организационного строительства в опустошенных войной странах.

В течение более полувека мандаты миротворцев ООН охватывали широкий диапазон задач: от разъединения противоборствующих сторон и недопущения возобновления ими военных действий до оказания им помощи в совместной деятельности на благо мира. По мере того, как эти задачи становились все более разносторонними и сложными, для выполнения функций миротворцев ООН к военнослужащим присоединялось пропорционально все большее число гражданских специалистов.

б) Миротворчество России и СНГ в Таджикистане

Россия играла и продолжает играть ключевую роль в жизни Республики Таджикистан (РТ). В свое время Россия приняла самое активное участие в прекращении гражданской войны в Таджикистане и в настоящее время остается гарантом стабильности в республике. Учитывая глобальную значимость войны в Афганистане и производства наркотиков в регионе, российские военные (201 Гатчинская дивизия и Пограничная группа ФПС России) являются практически единственным заслоном на пути переноса негативных явлений из Афганистана в СНГ. В современных условиях диапазон политических и экономических мер, проведение которых Российское государство может себе позволить в регионе, зависит прежде всего от уровня экономического и политического сотрудничества с Центральноазиатскими республиками и от других факторов, в числе которых немаловажное место занимает фактор складывающегося у россиян в результате публикаций в прессе образа РТ и ее руководства.

Результатом длительных переговоров при активном участии российских посредников стало возможным подписание 27 июня 1997 г. в Москве Общего соглашения об установлении мира и национального согласия между правительством РТ и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО). В годы межтаджикского конфликта исключительно важную роль играли КМС СНГ, оказав значительную помощь сторонам в выполнении Общего соглашения. На начальном этапе межтаджикского конфликта в состав КМС СНГ входили военные подразделения Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Республики Узбекистан.

Постепенно из состава КМС по разным причинам вывели из Таджикистана свои военные подразделения Узбекистан и Кыргызстан. К моменту реализации Общего соглашения в Таджикистане в составе КМС остались военные подразделения России и батальон военнослужащих Республики Казахстан. За время функционирования КМС их командующими были граждане Российской Федерации: генерал-полковник Пьянков Б.Е., генерал-полковник Патрикеев В.А., генерал-лейтенант Бобрышев В.С., генерал-лейтенант Заварзин В.М., генерал-лейтенант Дюков Б.Н., генерал-лейтенант Чилиндин В.М., генерал-лейтенант Пименов А.И.

Российские миротворцы в составе Коллективных миротворческих сил СНГ в тесном сотрудничестве с МНООНТ внесли существенный вклад в стабилизацию обстановки, содействовали обеспечению безопасности международного персонала в Таджикистане, в доставке гуманитарной помощи, а также в выполнении основных положений Общего соглашения.

Подчеркивая особую роль российских миротворцев, мы исходим из того, что они составили не только костяк КМС СНГ, но и с ноября 1993 года на них легла основная тяжесть по обеспечению миротворческих операций, и нередко они несли потери от рук террористов, наркодельцов и других преступных элементов. Российские пограничники с таджикскими коллегами и по сей день выполняют огромную задачу по охране таджикско-афганской границы, ставя заслон на пути незаконной переправе с другого берега Пянджа наркотиков, оружия, террористов и других преступников. Таким образом, Россия играла активную роль на всех этапах межтаджикского урегулирования и совместно с другими партнерами стала одним из ключевых гарантов реализации Общего соглашения о мире и национальном согласии в РТ.

Совет Глав государств СНГ 21 июня 2000 года принял решение, в котором отмечается историческая роль КМС в деле достижения мира и национального согласия в РТ. Главы государств подчеркнули, что опыт миротворческой деятельности государств участников СНГ, ООН, ОБСЕ в Таджикистане является уникальным для урегулирования конфликтных ситуаций в других регионах. Исходя из того, что задачи Коллективных миротворческих сил в РТ выполнены, Совет Глав государств СНГ принял решение о прекращении дальнейшего их функционирования.

в) Основные нормативно-правовые акты СНГ, посвященные миротворческим операциям

К 1998 году в СНГ разработан и принят комплекс документов, определяющих в совокупности общий механизм и важнейшие конкретные детали миротворческих операций. Их можно разделить на три основные группы.

К первой — относятся положения принятого в январе 1993 года Устава СНГ, относящиеся к разрешению споров и предотвращению конфликтов между государствами-участниками Содружества.

Следующая группа документов посвящена конкретным вопросам формирования и деятельности коллективных сил по поддержанию мира в СНГ. Эти проблемы оказались в центре внимания лидеров новых независимых государств практически сразу же после ликвидации СССР. Уже 20 марта 1992 года в Киеве на совещании высших руководителей государств-участников СНГ было подписано Соглашение о Группах военных наблюдателей (ГВН) и Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в СНГ.

Через два месяца, 15 мая 1992 года в Ташкенте руководителями стран СНГ были утверждены три протокола: о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, о временном порядке формирования и задействования ГВН и КСПМ в зонах конфликтов между государствами и в государствах-участниках СНГ, а также о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении этих групп и сил.

24 сентября 1993 года было подписано (хотя всего пятью государствами-участниками СНГ — РФ, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном) Соглашение о Коллективных миротворческих силах, дополненное Положением об Объединенном командовании Коллективных миротворческих сил, документом о размерах долевых взносов для финансирования Объединенного командования. Эти документы обычно не включаются в список тех, которые официально составляют международно-правовую основу миротворческих операций в СНГ, однако, именно на их основе были приняты решения о направлении Коллективных миротворческих сил в Таджикистане.

Наконец, 19 января 1996 года на встрече высшего руководства стран СНГ в Москве были приняты Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ и Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ, этот блок документов определяет в целом правовой механизм создания и функционирования миротворческих сил в СНГ.

Наконец, третья группа документов включает решения о конкретных операциях по поддержанию мира на территории Содружества. К основным из них относятся: решение, принятое 22 января 1993 года об усилении российских пограничных сил в Таджикистане контингентами из Казахстана, Киргизии и Узбекистана; решение от 24 сентября 1993 года о создании сил по поддержанию мира в Таджикистане; два решения от 15 апреля 1994 года относительно пограничных войск и сил по поддержанию мира в Таджикистане (причем одно из них включало в мандат миротворческих сил СНГ "нормализацию на таджикско-афганской границе"); принятое в апреле 1994 года решение о подготовке миротворческой операции СНГ в Абхазии; решение от 21 октября 1994 года о начале этой операции (хотя фактически она началась в июне 1994 года) и ряд других. Кроме того, имеется ряд документов, последовательно продлевавших и иногда корректировавших мандаты операций по поддержанию мира в Абхазии и Таджикистане[2].

 

[1] Боголюбов А.А. Миротворческие силы и их роль в разрешении вооруженных конфликтов.//Международные отношения и мировая экономика// 2001, № 3, стр. 45 – 49.

[2] См.: А.И. Никитин, О.Н. Хлестов, Ю.Е. Федоров, А.В. Демуренко. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты. Серия «Научные доклады», №65. М.: Московский общественный фонд; Центр политических и международных исследований, 1998. стр. 36-37.

Автор:  Ф. Б. Каримов
Источник:  Журнал «Право: теория и практика»