Нагорный Карабах под углом мадридских принципов
Градус эскалации в Нагорном Карабахе в 2015 году не спадает. Так, 19 марта 2015 г. представители Министерства обороны Азербайджана заявили, что в течение суток их позиции на линии соприкосновения были обстреляны со стороны Армении 58 раз.1 Со своей стороны, в Нагорно-Карабахской Республике (НКР) проинформировали, что в этот день азербайджанский спецназ напал на армянские позиции в районе Гюлистана. После двух часов боя противник был вынужден отступить. При этом потери убитыми и ранеными составили: с армянской стороны – 7, а с азербайджанской – 12 военнослужащих.2
Причём на протяжении 2014 и в начале 2015 г. ситуация в зоне этого вооруженного конфликта неоднократно обострялась. Одним из наиболее резонансных происшествий на линии фронта стала гибель экипажа военного вертолета Ми-24, сбитого 12 ноября прошлого года азербайджанской стороной. Оборонные ведомства Армении и Нагорного Карабаха заявляют о проявившихся с начала 2015 года новшествах в тактике азербайджанской стороны на линии фронта, включая проведение рейдов не только в ночное время суток, но и в дневные часы; применение гранатометов и минометов; использование в целях обнаружения любой движущейся цели приборов ночного видения. Имеются признаки появления у ВС Азербайджана современных средств обнаружения минных заграждений и их эффективного преодоления3.
Конечно, все это не может не вызывать серьезной тревоги. С заявлениями, призывающими к сдержанности и недопущению эскалации конфликта, выступили ведущие государства и авторитетные международные организации. Однако спустя несколько месяцев все повторилась.
Краткая предыстория
Между тремя сторонами вооружённого конфликта: Азербайджаном, Арменией и НКР при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта (12 мая 1994 г.). В феврале следующего года удалось согласовать соглашение по укреплению режима прекращения огня в этом конфликте, которое вступило в силу 6 февраля 1995 г. Его подписантами стали министры обороны Азербайджана и Армении и командующий Армии обороны Нагорного Карабаха. В качестве посредников тогда выступили российский и шведский сопредседатели Минской конференции ОБСЕ Я. Элиассон и В. Лозинский.
Как считает армянский эксперт Д. Петросян, это «соглашение является одним из образцов успешного взаимодействия в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта между российскими и западными дипломатами».4 При этом были поставлены следующие цели: урегулирование вооруженных инцидентов за счет прямой связи между сторонами и предотвращение использования таких инцидентов в пропагандистских целях для разжигания враждебных настроений. К сожалению, достичь этого не удалось. Так, только в январе-мае 2014 г. было зафиксировано около 7 тыс. случаев нарушения режима прекращения огня в зоне Нагорного Карабаха.5
Роль ОБСЕ в разрешении нагорно-карабахской проблемы
Следует заметить, что 30 января 1992 г. Армения и Азербайджан стали членами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)**, что позволило этой международной организации подключиться к разрешению нагорно-карабахской проблемы. Так, 24 марта 1992 г. на встрече в Хельсинки генеральный секретарь указанной организации предложил созвать конференцию по Нагорному Карабаху под ее патронажем. Участниками этой конференции стали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Германия, Италия, Россия, Словакия, США, Турция, Франция, Чехия и Швеция. Тогда предполагалось добиться прекращения огня и начать политические переговоры об окончательном статусе Нагорного Карабаха. В качестве места для окончательных переговоров Белоруссия предложила собственную столицу. В результате возникло названия – Минская конференция или Минская группа.
6 декабря 1994 г. на встрече глав государств и правительств в Будапеште решили установить сопредседательство в процессе урегулирования нагорно-карабахской проблемы и развернуть многонациональные силы ОБСЕ по поддержанию мира при условии принятия Советом Безопасности ООН соответствующей резолюции после заключения политического соглашения о прекращении вооруженного конфликта. Спустя месяц действующий председатель ОБСЕ министр иностранных дел Венгрии Л. Ковач назначил сопредседателями Минской конференции представителей из России и Швеции. Однако окончательно урегулировать рассматриваемую проблему так и не удалось. Поэтому указанное выше Соглашение по укреплению режима прекращения огня в нагорно-карабахском конфликте так и осталось, по сути, единственным реальным достижением ОБСЕ в этой сфере, несмотря на создание Группы планирования высокого уровня, а также назначения в августе 1995 г. посла С. Пржигодского (Польша) личным представителем председателя ОБСЕ по вопросам нагорно-карабахского конфликта.6
С конца 1996 г. российский посредник получил пост постоянного сопредседателя Минской группы ОБСЕ. 1 января 1997 г. сопредседателем этой структуры была избрана Франция, что вызвало жесткое возражение со стороны Азербайджана, считавшего ее проармянски настроенным государством. В связи с этим Баку обратился с просьбой к ОБСЕ о пересмотре этого решения и назначении сопредседателем Минской группы американского представителя США. В результате, 14 февраля 1997 г. было принято компромиссное решение о трех сопредседателях: России, Франции и США.
Мадридские принципы
В дальнейшем, вплоть до 2005 г., Минская группа ОБСЕ представила ряд предложений в качестве основы для переговоров, но это не привело к урегулированию рассматриваемого вооруженного конфликта. Поэтому в Баку и Ереване согласились с необходимостью обсуждения «смешанного» («пакетно-поэтапного») плана на основе предварительно согласованных основных принципов.
Исходя из этого, в апреле-июле 2006 г. сопредседатели Минской группы ОБСЕ выдвинули предложения по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. Они включали поэтапный вывод армянских вооруженных сил (ВС) и демилитаризацию территорий, окружающих Нагорный Карабах, введение специального режима для Лачинского и Кельбаджарского районов, включая создание транспортного коридора между Нагорным Карабахом и Арменией, и проведение референдума, который должен был окончательно определить статус Нагорного Карабаха. Предполагалось также введение в зону конфликта миротворцев и оказание международной помощи в разминировании и восстановлении территорий Нагорного Карабаха, затронутых войной, и возвращение туда внутренне перемещенных лиц.7
Указанные предложения в виде принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта были представлены противоборствующим сторонам в Мадриде в ноябре 2007 г. Они получили название Мадридских принципов.
14 марта 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана», которая содержала требование «немедленного, полного и безоговорочного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики» (за ее принятие проголосовали 39 стран, 7 – против, а 100 воздержались). Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ высказались против принятия этой резолюции, которая, по их мнению, носила односторонний характер. Одновременно они признали территориальную целостность Азербайджана.8
После этого (2 ноября 2008 г.) президентами Азербайджана, Армении и России была подписана Майендорфская декларация. В ней, в частности, указывалось, что стороны «подтверждают важное значение продолжения Сопредседателями Минской группы ОБСЕ посреднических усилий с учетом их встречи со сторонами в Мадриде 29 ноября 2007 года и последующих дискуссий в целях дальнейшей разработки основных принципов политического урегулирования».
Таким образом, первоначальный вариант Мадридских принципов оказался нереализуем. Поэтому 10 июля 2009 г. в г. Аквила (Италия) на саммите «Большой восьмерки» президенты стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ приняли совместное заявление, в котором поручили своим представителям представить в Баку и Ереван обновленную версию Мадридских принципов. Это было осуществлено в период с декабря 2009 г. по январь 2010 г.9 В основном противоборствующие стороны их поддержали, но и это не привело к урегулированию рассматриваемой проблемы. Основная причина этого состояла в том, что даже в период так называемой «перезагрузки» российско-американских отношений Вашингтон не был заинтересован в успехе посреднических усилий Москвы.
Следствием вышеуказанного стала чрезмерно жесткая азербайджанская позиция по проблеме Нагорного Карабаха, что не позволило добиться компромисса между Баку и Ереваном в Казани (июнь 2011 г.), Астрахани (октябрь 2010 г.), Санкт-Петербурге (июнь 2010 г.) или Сочи (март 2010 г.).
Измененные Мадридские принципы
Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Дж. Уорлик 7 мая 2014 г. выступил в Фонде Карнеги за международный мир по вопросу об урегулировании нагорно-карабахского конфликта. От имени правительства США, стараясь подменить других сопредседателей Минской группы ОБСЕ, он представил шесть элементов такого урегулирования:
1) окончательный статус Нагорного Карабаха определяется путем волеизъявления местного населения;
2) территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), которые не контролируются Баку, получают временный переходный статус с гарантированной безопасностью и самоуправлением;
3) оккупированные земли вокруг бывшей НКАО возвращаются Азербайджану, восстанавливается его суверенитет на этих территориях;
4) остается транспортный коридор между Арменией и Нагорным Карабахом, но он не может включать весь Лачинский (Бердзорский) район;
5) признается право перемещенных лиц на возвращение в свои дома;
6) урегулирование обеспечивается международными гарантиями, в том числе на основе соответствующей миротворческой операции.
По мнению посла США в Армении Дж. Хефферна, такое заявление было обусловлено наступлением 20-й годовщины подписания Соглашения о прекращении огня, отсутствием прогресса в переговорах и желанием придать им новый импульс. Однако в действительности за этим видно настойчивое стремление США вытеснить Россию с Южного Кавказа.
Фактически посол Дж. Уорлик предложил лишь подправленный вариант Мадридских принципов, которые фактически были отвергнуты обеими сторонами конфликта.
Реакция на американские предложения
Очевидно, что в рамках американской инициативы никакой гарантированной безопасности для НКР в составе Азербайджана обеспечено быть не может. Подтверждением этого служит хотя бы то обстоятельство, что до сих пор полностью не работает даже режим прекращения огня. А посредники не могут добиться от Азербайджана отвода снайперов с линии боевого соприкосновения.
Невозможно также и разграничить статус самого Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий. Для местных жителей это единая земля, которую они готовы защищать до последней возможности. В этих условиях никакого обмена территориями между НКР и Азербайджаном на практике реализовать невозможно.
Кроме того, согласно Конституции Нагорно-Карабахской Республики она разделена на Степанакерт и 7 районов: Аскеранский, Мартунинский, Кашатагский, Мартакертский, Шаумяновский, Шушинский и Гадрутский. Пять из них – Аскеранский, Гадрутский, Мартакертский, Мартунинский и Шушинский располагаются как на территории бывшей НКАО, так и за ее пределами. Кроме того, заявленные земли Шаумяновского района НКР располагаются на территории бывших Шаумяновского и Кельбаджарского районов Азербайджанской ССР. Кашатагский район находится на территории бывшего Лачинского района Азербайджанской ССР. Наконец, части Мартакертского, Мартунинского и Шаумяновского районов контролируются со стороны Азербайджана и считаются в НКР оккупированными территориями. Не следует также забывать о судьбе до полумиллиона армян, бежавших в Армению и другие страны (включая Россию и США) после трагических событий в Сумгаите и Баку на рубеже 80-х – 90-х годов.
Представляется, что дальнейшие переговоры должны вестись с обязательным участием представителей властей Нагорно-Карабахской Республики. Учитывая это, МИД НКР отверг американскую инициативу, которая не учитывала существующие реалии. При этом было заявлено, что «независимость и безопасность НКР являются исключительными ценностями, не подлежащими какому-либо торгу».
Такая позиция была поддержана со стороны местного населения. Так, во время визита в Степанакерт сопредседателей Минской группы ОБСЕ, который состоялся (18 мая 2014 г.), в НКР прошли протестные акции молодежных организаций Арцаха (НКР). Показательно, что с момента образования Минской группы ОБСЕ это была первая публичная акция протеста против сделанных этой организацией предложений. В частности, жители НКР были возмущены предложением отдать часть территории в отсутствие эффективных мер по демилитаризации, налаживанию доверия, экономических контактов, свертыванию враждебной пропаганды и т.д., которые должны быть ключевым условием любого подлинного урегулирования конфликта, а не его имитации.
При этом с целью отвлечения внимания общественности (как в самой Армении, так и многочисленной армянской диаспоры) был организован процесс признания независимости НКР наиболее крупным по количеству выборщиков штатом США – Калифорнией. Она стала пятым штатом США, который, наряду с Род-Айлендом, Массачусетсом, штатами Мен и Луизиана, признал независимость Нагорного Карабаха.
С юридической точки зрения это довольно бессмысленный акт, но политически он содержит в себе определенное послание армянской диаспоре и лоббистским организациям в США. С другой стороны, принятие подобного акта законодателями Калифорнии весьма выгодно Вашингтону, ибо демонстрирует официальному Баку возможности армянского политического лобби. Как представляется, в перспективе возможны и другие резонансные акции в США и за их пределами со ссылкой на усилия армянских организаций.
Августовское (2014 г.) обострение вооруженного конфликта
За последние время наиболее серьезное противостояние в зоне Нагорного Карабаха произошло в августе 2014 г. Согласно имеющейся информации, это обострение было инициировано азербайджанской стороной. Фактически была проведена разведка боем по всей линии фронта. Это привело к существенным жертвам с обеих сторон, но не позволило азербайджанцам закрепится на территории НКР или так называемой зоны безопасности вокруг нее. И для этого были серьезные причины.
Во-первых, армия НКР и Армении, укомплектованная в основном солдатами срочной службы (солдаты-контрактники проходят службу в условиях высокогорья на ротационной основе), имеет исключительно высокую степень боевой готовности. Этому способствует то обстоятельство, что срок призыва составляет два года, а частота дивизионных учений при одновременном задействовании двух полков составляет два раза в год. Однако, наверное, самое главное – это боевой дух. Он ярко проявился во время рассматриваемых событий, когда со стороны Азербайджана было совершено не менее 1500 нарушений границы, включая многочисленные обстрелы границы и рейды разведывательно-диверсионных групп.
При этом потери армянских солдат срочной службы были в несколько раз меньше, чем хорошо подготовленных представителей азербайджанского спецназа. Это говорит также о хорошей выучке армянских военнослужащих и высокой квалификации офицерского состава. Причем ни разу азербайджанцы не смогли не только прорвать первую линию обороны, но даже удержать какой-либо опорный пункт.
Следует заметить, что армянская сторона крайне дозированно использовала свои вооружения и не поддавалась на многочисленные провокации. Так, в ходе этого конфликта артиллерия, танки и боевые машины пехоты не использовались (максимум – крупнокалиберные пулеметы). Когда азербайджанская сторона начала демонстративные полеты вдоль границы самолетов-штурмовиков Су-25, армянская сторона, располагающая превосходством в средствах противовоздушной обороны, ограничилась перебазированием на аэропорт вблизи Степанакерта эскадрильи аналогичных самолетов. Их ответные полеты вдоль границы сняли излишнюю напряженность и позволили исключить использование боевой авиации во время имевшего тогда обострения вооруженного конфликта.
Во-вторых, в условиях обострения ситуации были достаточно быстро сформированы отряды армян-добровольцев. Только Бердзор (Лачин) сразу выставил 250 добровольцев и обеспечил их ротацию. Представители указанной категории населения, большинство из которых имели боевой опыт, заняли боевые позиции на первой линии обороны и поддержали солдат срочной службы.
В целом на территории НКР даже в условиях обострения вооруженного противостояния не чувствовалось никакого страха, а тем более паники. Совершенно иная ситуация наблюдалась на сопредельной азербайджанской территории. Там, в частности, имели факты бегства населения из близлежащих населенных пунктов.
Особую выдержку армяне проявили в Карвачаре (ныне Шаумянский район НКР), куда из Азербайджана прорвалась бандгруппа в составе трех человек. Достаточно быстро она была ликвидирована, но это не позволило избежать жертв среди местного населения (впоследствии уцелевшие участники бандгруппы, Шахбаз Гулиев и Дилхам Аскеров, были осуждены в Степанакерте, после чего стали объектом трогательной заботы со стороны представителя американского Госдепа Виктории Нуланд). В связи с этим рассматривался вопрос о раздаче основной части мужского населения района автоматического оружия.
И при всем этом экономика НКР постепенно укрепляется. В частности, расширяются посевные площади. Во всех районах созданы государственные центры, которые предоставляют фермерам трактора и другую сельскохозяйственную технику по лизингу или путем прямой продажи. Ведутся, хотя и не так быстро, работы по орошению земель, что в перспективе позволит укрепить продовольственную безопасность не только Нагорного Карабаха, но и Армении.
Успешно развивается горнорудная промышленность, включая добычу и обогащение руд цветных металлов. Значительные успехи достигнуты в сфере гидроэнергетики. Учитывая малочисленность местного населения (порядка 150 тыс. чел.), это позволяет увеличивать валовый внутренний продукт (ВВП) на 8% в год. Но изначальный уровень ВВП (на момент 1994 г.) был крайне низок. Как следствие, в НКР средний уровень пенсии составляет всего 50-70 долл., а зарплаты – 200 долл. При таком уровне доходов местное население выживает за счет подсобного хозяйства и денежных переводов из-за границы от своих родственников (в основном, из России).
С другой стороны, заселение зоны безопасности вокруг НКР идет крайне медленно. Так, в удаленных селениях Лачинского района проживает от 2 до 5 семей, хотя и достаточно многочисленных. Длительное время жители ряда небольших населённых пунктов существовали в достаточно экстремальных условиях: так, 13 лет у них не было электричества. Только последние три года ситуация там существенно улучшилась, что привело, например, к подключению населения к сети Интернет. Эти территории постепенно осваиваются. Хуже дело продвигается в отношении г. Агдам и расположенных вокруг него населенных пунктов, где раньше проживало исключительно азербайджанское население.
Можно предположить, что в целом, несмотря на крайне высокую степень напряженности между крупными игроками, формат Минской Группы ОБСЕ как главной переговорной площадки по урегулированию нагорно-карабахского конфликта сохранится. События вокруг Украины продемонстрировали, что ОБСЕ, несмотря на очевидные проблемы в деятельности этой структуры, пока остается единственной региональной организацией, в рамках которой можно искать подходы к урегулированию этого многолетнего конфликта.10
Вместе с тем, «обновленные» Мадридские принципы, не учитывающие в должной мере как обстоятельства возникновения карабахского конфликта, так и актуальные реалии, вряд ли могут быть положены в основу урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. Возможные дискуссии относительно концепции «Всеобъемлющего мирного соглашения», в которую предполагается включить основные элементы «Мадридских принципов» также могут оказаться, мягко говоря, малопродуктивными. Только сохранение статуса-кво (для чего необходимо предпринимать значительные усилия) в состоянии обеспечить некоторую стабильность при одновременном отведении из зоны боевого соприкосновения снайперов и тяжелых вооружений (в первую очередь – реактивных систем залпового огня).
* Мадридские принципы – условное название основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта, предложенных Азербайджану и Армении со стороны Минской группы ОБСЕ в Мадриде в ноябре 2007 г.
1 Азербайджан обвинил Армению в 58 обстрелах за сутки [Электронный ресурс]//Информационный сайт «Кавказский узел». М., 19 марта 2015. http://karabakh.kavkaz-uzel.ru/articles/259127/.
2 На линии соприкосновения в Нагорном Карабахе погибли трое военнослужащих [Электронный ресурс]//Информационное агентство Regnum. М., 19 марта 2015. http://www.regnum.ru/news/polit/1906906.html#ixzz3VJB35LH1.
3 Агаджанян М. Азербайджан и Турция сближаются на антиармянской военной платформе при молчаливом согласии НАТО [Электронный ресурс]//Научное общество кавказоведов. М., 9 февраля 2015 г. http://www.kavkazoved.info/news/2015/02/09/azerbajdzhan-i-turcia-sblizhajutsja-na-antiarmjanskoj-voennoj-platforme-pri-molchalivom-soglasii-nato.html.
4 Petrosyan D. Again about Cease-fire Sustaining Measures in Nagorny Karabakh Conflict Zone. The Noyan Tapan Highlights. Num. 8. Nagorny Karabakh. 2012. March.
5 МИД НКР распространило заявление в связи с 20-летием соглашения о прекращении огня [Электронный ресурс]//Арцах-Карабах центр. Ереван, 12 мая 2014. http://www.karabakhcenter.com/ru/news/294.
** С декабря 1994 г. на базе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
6 Ежегодный доклад за 1995 г. о деятельности ОБСЕ. Вена: ОБСЕ, 1995. С. 11-12.
7 Nichol J. Armenia, Azerbaijan, and Deorgia: Political Developments and Implications for U.S. Interests. Congressional Research Service. Washington D.C. 2009. April 9. PP. 11 – 13.
8 Сопредседатели Минской группы ОБСЕ: «Резолюция, принятая Генассамблеей ООН 14 марта, отражает интересы лишь одной из сторон» [Электронный ресурс]//Информационный сайт «Day.Az». Баку, 18 марта 2008. http://news.day.az/politics/111951.html.
9 Саргсян и Алиев получили обновленный вариант Мадридских принципов//РИА Новости. М., 22 января 2010.
10 Петросян Д. К вопросу об актуальной динамике в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта [Электронный ресурс]//Научное общество кавказоведов. М., 20 марта 2015 г. http://www.kavkazoved.info/news/2015/03/20/dinamika-v-processe-uregulirovania-nagorno-karabahskogo-konflikta.html.
Список литературы
- Агаджанян М. Азербайджан и Турция сближаются на антиармянской военной платформе при молчаливом согласии НАТО [Электронный ресурс]//Научное общество кавказоведов. М., 9 февраля 2015 г. http://www.kavkazoved.info/news/2015/02/09/azerbajdzhan-i-turcia-sblizhajutsja-na-antiarmjanskoj-voennoj-platforme-pri-molchalivom-soglasii-nato.html.
- Азербайджан обвинил Армению в 58 обстрелах за сутки [Электронный ресурс] // Информационный сайт «Кавказский узел». М., 19 марта 2015. http://karabakh.kavkaz-uzel.ru/articles/259127/.
- Ежегодный доклад за 1995 г. о деятельности ОБСЕ. Вена: ОБСЕ, 1995. С. 11-12.
- МИД НКР распространило заявление в связи с 20-летием соглашения о прекращении огня [Электронный ресурс] // Арцах-Карабах центр. Ереван, 12 мая 2014. http://www.karabakhcenter.com/ru/news/294.
- На линии соприкосновения в Нагорном Карабахе погибли трое военнослужащих [Электронный ресурс] // Информационное агентство Regnum. М., 19 марта 2015. http://www.regnum.ru/news/polit/1906906.html.
- Петросян Д. К вопросу об актуальной динамике в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта [Электронный ресурс] // Научное общество кавказоведов. М., 20 марта 2015 г. http://www.kavkazoved.info/news/2015/03/20/dinamika-v-processe-uregulirovania-nagorno-karabahskogo-konflikta.html.
- Саргсян и Алиев получили обновленный вариант Мадридских принципов // РИА Новости. М., 22 января 2010.
- Сопредседатели Минской группы ОБСЕ: «Резолюция, принятая Генассамблеей ООН 14 марта, отражает интересы лишь одной из сторон» [Электронный ресурс] // Информационный сайт «Day.Az». Баку, 18 марта 2008. http://news.day.az/politics/111951.html.
- Nichol J. Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Political Developments and Implications for U.S. Interests. Congressional Research Service. Washington D.C. 2009. April 9. PP. 11 – 13.
- Petrosyan D. Again about Cease-fire Sustaining Measures in Nagorny Karabakh Conflict Zone. The Noyan Tapan Highlights. Num. 8. Nagorny Karabakh. 2012. March.