Нагорно-Карабахский конфликт
Нагорно-Карабахская республика (НКР) - самопровозглашенное территориальное образование, расположенное в Закавказье. С 1921 г. - в составе Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 г. образована Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в составе Азербайджана. В настоящее время статус НКР не урегулирован, она не признана международным сообществом. Территория - 4,4 тыс кв. км. По состоянию на 1 января 2013 г., население - 146,6 тыс. человек, большинство из которых - армяне.
В октябре 1987 г. армянское население Нагорного Карабаха потребовало воссоединения с Арменией. Это вызвало крайне негативную реакцию официального Азербайджана. 20 февраля 1988 г. областной совета НКАО обратилась в Верховный Совет СССР и Верховные Советы Азербайджанской и Армянской ССР с просьбой рассмотреть вопрос о передаче области в состав Армении. Советское руководство расценило это требование как проявление национализма, противоречащее "интересам трудящихся Азербайджанской и Армянской ССР". 12 июля 1988 г. областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана. 18 июля 1988 г. президиум Верховного Совета СССР принял постановление, в котором говорилось о невозможности передачи НКАО Армении. В сентябре между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт.
10 декабря 1991 г. был проведен референдум о статусе Нагорно-Карабахской Республики (НКР). 99,98% его участников высказались за независимость региона. Мировое сообщество итоги референдума не признало. 6 января 1992 г. Верховный Совет НКР принял Декларацию "О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики". Армения поддержала республику, что привело к открытому вооруженному противостоянию с Азербайджаном за контроль над регионом в 1991-1994 гг. По разным данным, в карабахском конфликте потери армянской и азербайджанской сторон составили убитыми до 25 тыс. человек, более 25 тыс. были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. Согласно данным Международного Комитета Красного Креста, без вести пропавшими числятся более 4 тыс. человек.
Переговорный процесс по урегулированию конфликта был начат 23 сентября 1991 г. РФ, Казахстаном, Азербайджаном и Арменией. В марте 1992 г. по инициативе Москвы была учреждена Минская группа ОБСЕ, в которую вошли представители 12 стран. Сопредседателями Минской группы стали Россия, США и Франция. 12 мая 1994 г. Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией на основании подписанного 5 мая 1994 г. Бишкекского протокола была достигнута договоренность о прекращении огня.
На переговорах, как правило, рассматриваются практически все аспекты, связанные с урегулированием конфликта, среди них - вывод войск из региона, определение статуса Нагорного Карабаха, открытие транспортного сообщения, возвращение беженцев в места постоянного проживания, возможное размещение миротворческих сил. На протяжении всего переговорного процесса позиции сторон по урегулированию конфликта остаются неизменными.
Баку настаивает на освобождении азербайджанских территорий и возвращении беженцев и только затем считает необходимым переходить к определению статуса Нагорного Карабаха. Со своей стороны Азербайджан готов предоставить этому региону высокий статус автономии в составе своей республики. Первоочередным вопросом для Армении является определение политического статуса Нагорного Карабаха (при этом подчинение Азербайджану исключается), его международное признание, а лишь затем устранение последствий военных действий.
По мнению российской стороны, в первую очередь Армении и Азербайджану необходимо достичь политико-дипломатического взаимопонимания. Россия неоднократно заявляла, что готова выступить гарантом урегулирования конфликта.
29 ноября 2007 года сопредседатели Минской группы подготовили предложения по базовым принципам урегулирования конфликта - так называемый Мадридский документ, с тем, чтобы обеспечить основу для продолжения переговоров на высшем уровне. "Мадридские принципы" представляют собой ряд письменных предложений, главные из которых касаются проведения референдума в Нагорном Карабахе по определению его статуса, освобождения оккупированных Арменией районов, их демилитаризации. Баку принимает все эти принципы в качестве основы для продолжения переговорного процесса и предлагает составить так называемую "дорожную карту".
С июня 2008 г. регулярно проводятся встречи президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева по мирному урегулированию конфликта.
10 июля 2009 года в ходе саммита "Группы восьми" было принято совместное заявление президентов России, США и Франции по нагорно-карабахскому конфликту. В этом документе подтверждается обязательство оказать поддержку руководителям Азербайджана и Армении в завершении согласования ими основных принципов урегулирования, даются поручения посредникам от каждого государства-члена Минской группы ОБСЕ представить президентам Азербайджана и Армении обновленный вариант Мадридского документа 2007 года, содержащий последние предложения по формулировкам основных принципов.
В декабре 2009 года Ильхаму Алиеву и в январе 2010 года Сержу Саргсяну сопредседателями Минской группы были представлены обновленные Мадридские принципы.
1 декабря 2010 года на саммите ОБСЕ в Астане было принято совместное заявление по Нагорно-Карабахскому конфликту, под которым подписались главы делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ президент России Дмитрий Медведев, госсекретарь США Хиллари Клинтон и премьер-министр Франции Франсуа Фийон, а также президент Армении Серж Саргсян и президент Азербайджана Ильхам Алиев. В заявлении указывается о приверженности сторон урегулированию конфликта основанного на принципах и нормах международного права, уставе ООН, Хельсинском заключительном акте, а также на совместных заявлениях президентов США, России и Франции, сделанных ими в июле 2009 года.
18 июня 2013 года на саммите G8 в Лох-Эрне (Северная Ирландия) президенты стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ России, США и Франции Владимир Путин, Барак Обама и Франсуа Олланд приняли совместное заявление по нагорно- карабахскому конфликту. В частности, президенты указали на неприемлемость дальнейшей задержки в достижении сбалансированной рамочной договоренности, ведущей к всеобъемлющему мирному урегулированию.
В конце июля - начале августа 2014 г. обстановка в зоне нагорно-карабахского конфликта вновь резко обострилась. Неоднократно нарушался режим прекращения огня с обеих сторон, что привело к человеческим жертвам.