МИД РФ о ситуации вокруг иранской ядерной программы
Заявление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в связи с заключением «Группой шести» и Ираном Совместного всеобъемлющего плана действий по окончательному урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (июль 2015 года).
14 июля в Вене поставлена точка в многолетних переговорах по окончательному урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). Международные посредники (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США и Франция) при участии ЕС заключили с Ираном Совместный всеобъемлющий план действий. В его основе - сформулированный в свое время Российской Федерацией принцип поэтапности и взаимности и выдвинутая Президентом В.В.Путиным формула: признание за Ираном безусловного права на осуществление мирной ядерной программы, включая деятельность по обогащению урана, при постановке этой программы под международный контроль, прояснении остающихся вопросов по линии МАГАТЭ и снятии всех действующих против Ирана санкций.
Самой высокой оценки заслуживает работа всех переговорных команд «шестерки», ЕС и Ирана, особенно экспертов, доводивших до нужной текстуальной кондиции сложнейшие технические и политические развязки. Отдельно хотелось бы выразить благодарность правительствам Австрии и Швейцарии, которые обеспечили оптимальные условия для достижения успеха на переговорах. Свой вклад внесли и наши казахстанские друзья, организовавшие у себя несколько раундов.
Совместный всеобъемлющий план действий состоит из сотни страниц основной политической части и пяти технических приложений. В нем четко, до деталей отфиксированы все действия, которые надлежит предпринять Тегерану, с одной стороны, и государствам «шестерки» и Европейскому союзу - с другой.
Тегеран взял на себя долгосрочные обязательства по ограничению своей ядерной программы и усиленному контролю со стороны МАГАТЭ, выполнение которых будет гарантировать исключительно мирный характер иранской ядерной деятельности, и позволит полностью устранить озабоченности на этот счет, отраженные в соответствующих решениях Совета Безопасности ООН.
В ответ страны «шестерки» обязуются инициировать поэтапное снятие антииранских ограничений, введенных по линии ООН. ЕС и США также отменят свои односторонние санкции, далеко выходящие за рамки решений Совета Безопасности. Мы никогда не признавали их легитимность и можем только приветствовать этот шаг, восстанавливающий справедливость в отношениях Ирана с Вашингтоном и Брюсселем.
Любые споры и шероховатости, которые могут возникнуть в ходе реализации Совместного всеобъемлющего плана действий, будут подлежать коллегиальному рассмотрению в создаваемой Совместной комиссии с участием «шестерки», Ирана и ЕС и лишь в самых крайних случаях могут передаваться в Совет Безопасности ООН.
Российская делегация с участием наших специалистов-ядерщиков по ходу переговоров предложила целый ряд практических решений, которые стали неотъемлемой частью достигнутых договоренностей. Кроме того, в интересах окончательного урегулирования мы пошли на то, чтобы два ключевых вопроса повестки дня были решены в рамках российско-иранского двустороннего сотрудничества по линии «Росатома». Речь идет об осуществлении совместных проектов: по вывозу иранских запасов низкообогащенного урана в Россию в обмен на природный уран, а также по перепрофилированию теперь уже бывшего уранообогатительного объекта в Фордо под производство стабильных изотопов для медицинских и промышленных целей.
Учитывая, что согласованный Совместный всеобъемлющий план действий подлежит одобрению в Совете Безопасности ООН, мы уделяли особое внимание обеспечению уставных прерогатив этого органа, уважения роли всех его членов, включая непостоянных, в принятии решений, необходимых для выполнения достигнутого соглашения.
Комплексная договоренность по ИЯП, безусловно, позволит укрепить режим ядерного нераспространения, окажет позитивное влияние на общую ситуацию в сфере безопасности и стабильности в регионе Ближнего Востока, Северной Африки и Персидского залива. Принципиально важно, что нормализация ситуации вокруг Ирана устраняет любые предлоги для применения силы в отношении этой страны, что кое-кем рассматривалось как «реальная альтернатива» переговорам.
Открываются новые возможности для разрешения целого ряда других имеющихся в регионе проблем и конфликтов. В частности, создаются дополнительные стимулы для продвижения к созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Устраняются преграды - во многом искусственные - на пути формирования широкой коалиции для борьбы с «Исламским государством» и прочими террористическими группировками.
Еще один момент. В своей речи в Праге 5 апреля 2009 года Президент США Б.Обама заявил, что после урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Ирана задача развития европейского сегмента ПРО утратит актуальность. Надеемся, что американские коллеги помнят об этом и внесут соответствующие корректировки в свои планы. Мы будем готовы к диалогу на эту тему.
Несомненно, что урегулирование ситуации вокруг ИЯП окажет благотворное воздействие на двусторонние отношения между Россией и Исламской Республикой Иран, откроет еще более широкие перспективы для их углубления и диверсификации. Это касается и реализации масштабных планов строительства новых блоков АЭС на территории Ирана, которые в рамках достигнутой договоренности по ИЯП полностью застрахованы от какого-либо негативного воздействия внешних факторов.
Согласованная отмена санкционного режима позволит продвинуться и по другим направлениям нашего двустороннего сотрудничества, на которое перестанет влиять экстерриториальное применение США и Евросоюзом односторонних ограничений на финансовые транзакции и другие аспекты совместной практической работы наших и иранских операторов.
Расширяются возможности и для военно-технического сотрудничества России с Ираном, что особенно важно в свете остроты задач подавления угроз терроризма в регионе.
Самое главное - достижение согласия по иранской ядерной программе убедительно подтверждает, что при наличии политической воли, при опоре на реализм и уважение законных интересов друг друга международному сообществу под силу решение самых сложных задач укрепления международной безопасности политико-дипломатическими методами.
Пять постоянных членов СБ ООН, Германия и Евросоюз доказали свою способность к коллективной работе. Накоплен потенциал доверия, который весьма пригодится в ходе осуществления соглашения по ИЯП. Хотелось бы, чтобы этот бесценный опыт совместных действий, не отягощенный идеологизированными геополитическими расчетами, был бы востребован и для разрешения других кризисных ситуаций, где успех может быть обеспечен исключительно через честную совместную работу. Россия к этому готова.
14 июля 2015 года