Перспективы вывода американского тактического ядерного оружия из Европы

Обсуждение вопросов присутствия американских ТЯО на европейской земле активизировалось среди европейских членов НАТО несколько лет назад, когда началась разработка новой стратегической концепции НАТО в преддверии Лиссабонского саммита 2010 г. Обсуждения подогревались тем, что Четырехлетний обзор оборонной политики, выпущенный Пентагоном в феврале 2010 г., признавал: «Сдвиги в региональной архитектуре безопасности и новые неядерные средства... делают возможным сокращение роли ядерных вооружений в нашей стратегии национальной безопасности»[1]. Отвечая на вопрос, не пора ли начать с русскими переговоры по тактическим ядерным вооружениям, Эллен Таушер, бывшая в тот период заместителем госсекретаря США по проблемам контроля над вооружениями и международной безопасности, прямо заявила, что «в намерения Президента и госсекретаря определенно входит начать такие обсуждения»[2]. Важно проанализировать, какое отношение к перспективам сохранения или вывода американского ТЯО существует в самих европейских странах, на чьей территории оно размещено.

Германия. На территории ФРГ, по оценкам экспертов, размещено от 10 до 20 единиц американских ТЯО. Министр иностранных дел Германии Г. Вестервелле еще на этапе вступления в коалиционное правительство обусловливал свою поддержку коалиции под руководством А. Меркель тем, что будут предприняты шаги убрать с германской земли американские тактические ядерные заряды.

На Мюнхенской конференции по безопасности Г. Вестервелле заявил: «Последние оставшиеся единицы ядерного оружия в Германии представляют собой реликт холодной войны... Они более не служат никаким военным целям. Вот почему мы, немецкое правительство, работаем над созданием условий для их вывода. В качестве части этого же процесса мы также хотим обсудить с Россией меры укрепления доверия, равно как и сокращения российских вооружений»[3]. При этом немецкое правительство стало объектом критики со стороны бывшего генсека НАТО Дж. Робертсона, который в докладе, изданном совместно с бывшим высокопоставленным сотрудником Пентагона и Белого дома Ф. Миллером, открыто назвал «безответственной позицией» желание германского правительство сохранить «ядерный зонтик» со стороны США над Германией и в то же время экспортировать со своей территории компоненты этого «зонтика».

Также на доклад Робертсона – Миллера обрушились со встречной критикой бывший заместитель министра иностранных дел Германии, председатель Мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер и Ульрих Вайссер, бывший руководитель департамента планирования германского министерства иностранных дел. Они в своем ответе напомнили обещания американского министра обороны Уильяма Перри, данные более 15 лет назад, что «ядерный зонтик» будет раскрыт над европейскими союзниками США независимо от того, размещены ли на их территории американские ТЯО.

В. Ишингер и У. Вайссер призвали к переговорам с Россией, основанным на трех принципах: сохранение американского «ядерного зонтика» при любых обстоятельствах; увязка вывода американских ТЯО с ответными или параллельными мерами России; обязательства со стороны России сместить свой арсенал тактических ядерных средств вглубь российской территории.

В результате МИД ФРГ подтвердил, что Германия не будет предпринимать односторонних шагов по выводу американских ТЯО из страны, а постарается координировать позицию со всеми партнерами по НАТО.

Бельгия. На территории Бельгии находится от 10 до 20 американских зарядов. В феврале 2010 г. бельгийское министерство иностранных дел, которое возглавлял Ив Летерм, выпустило заявление, что пять стран – Бельгия, Германия, Люксембург, Нидерланды и Норвегия «в ближайшее время» выступят за вывод американских ТЯО из Европы. Письмо за подписью пяти министров иностранных дел действительно последовало, в нем прозвучал призыв к генсеку НАТО Расмуссену включить вывод ТЯО в число последовательных шагов к ядерному разоружению.

Позицию поддержал Вилли Клаас, бывший бельгийский министр иностранных дел и бывший генеральный секретарь НАТО, который совместно с рядом видных бельгийских политиков написал, что Бельгии пора поддержать призыв Германии немедленно убрать тактические ядерные устройства с территории Европы. «Холодная война окончена, и американские нестратегические ядерные вооружения в Европе потеряли всякий военный смысл»[4], – говорилось в бельгийском заявлении.

Нидерланды. Парламент Нидерландов еще в 2009 г. внес резолюцию, призывающую к выводу американских тактических ядерных авиабомб, которых в Голландии складировано от 10 до 20, с авиабазы Фолкель на юго-востоке Нидерландов. Однако резолюция была отклонена по настоянию правительства. Впоследствии бывший премьер-министр Нидерландов Р. Любберс, который в 1980-х гг. активно поддерживал размещение американских ядерных средств в стране, выступил вместе с группой нидерландских политиков с заявлением, что «Нидерланды должны сыграть активную роль в пересмотре Стратегической концепции и обеспечить, чтобы этот пересмотр предусматривал вывод американского ядерного оружия с территории неядерных государств»[5].

Италия. На территории Италии размещено наибольшее (по сравнению с другими странами НАТО) количество американских ядерных средств – до 90 единиц. Вместе с тем итальянское правительство, насколько известно, не допускало до настоящего времени официальных высказываний в пользу их сокращения или вывода. Однако такие призывы неоднократно высказывались влиятельными итальянскими организациями ученых, в частности, Генеральным секретарем Пагуошского международного движения ученых (штаб-квартира в Италии) П. Котта-Рамусино, Ассоциацией итальянских ученых за разоружение, сетью ISODARCO. Они поставили вопрос о том, что не просто американские ядерные средства складированы на итальянских базах, но экипажи самолетов, состоящие из итальянских военнослужащих, прошли обучение на потенциальное личное участие в применении ядерного оружия в кризисной ситуации, что, по справедливому мнению итальянских ученых, недопустимо ввиду обязательств Италии как неядерной страны в контексте режима нераспространения.

Турция. В Турции размещено до 50 единиц американского нестратегического ядерного оружия. Турецкие официальные лица не допускали явных протестных заявлений на этот счет, хотя сделали ряд противоречивых заявлений, выдающих наличие внутренних дебатов, в т. ч. между министерством обороны и министерством иностранных дел, по этому вопросу. Отдельными турецкими экспертами высказываются мнения, что вывод американских ядерных средств может подвинуть Анкару к разработке собственной военной атомной программы, если сохранится неопределенность в отношении иранских ядерных разработок. С другой стороны, Турция предпочитает увязывать степень своей вовлеченности в обеспечение европейских ядерных гарантий НАТО с уровнем усилий других стран-членов НАТО и не хочет участвовать в «двустороннем пакте против Тегерана», имея в виду перспективу вывода ядерных средств из таких стран, как Германия или Бельгия, по их настоянию, но сохранение американского ядерного арсенала в Турции, где он рассматривается многими турецкими экспертами как средство сдерживания не столько России, сколько Ирана.

Иные европейские страны. Следует отметить интерес к проблеме ограничения нестратегических ядерных вооружений и со стороны европейских стран, не входящих в число тех, на чьей территории такие вооружения размещены. В частности, министерство иностранных дел нейтральной Финляндии опубликовало подготовленный по его заказу доклад «Сокращение и регулирование тактических (нестратегических) ядерных вооружений в Европе: есть ли продвижение?»[6]. Доклад был подготовлен группой исследователей из Центра исследований нераспространения Монтеррейского института международных исследований – крупнейшей неправительственной организацией США, ведущей исследования в сфере нераспространения. Доклад завершается выводом о выигрышности для европейских стран настоять на одностороннем и скорейшем выводе американских ТЯО из Европы, что, по мнению авторов доклада, несомненно, приведет к последующим ответным позитивным шагам России по перемещению и сокращению своего тактического ядерного арсенала.

Среди иных европейских стран следует также отметить инициативу министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта и министра иностранных дел Польши Радека Сикорского, которые опубликовали совместную статью, призывающую к «существенным сокращениям», а в перспективе и полной ликвидации нестратегических ядерных вооружений США в Европе[7]. При этом министры призывали к достижению соглашений с Россией о взаимных шагах, в частности, гарантий неразмещения российского нестратегического ядерного оружия в таких сензитивных для Польши и Швеции регионах, как Калининградская область и Кольский полуостров.

На следующий день после подписания российско-американского договора СНВ-3 польский министр иностранных дел того периода Р. Сикорский выпустил совместное заявление с министром иностранных дел Норвегии Йонасом Гар Стоере[8], которое было опубликовано и призывало к российско-американским переговорам по нестратегическрому ядерному оружию. При этом в заявлении высказывалась позиция против односторонних инициатив по выводу американских ядерных средств (тем самым косвенно критиковались инициативы Германии и стран Бенилюкса) и содержались призывы действовать только после согласования единой позиции стран НАТО по этому вопросу.

Неправительственная организация из Нидерландов IKV Pax Christi провела интервьирование дипломатов и сотрудников дипломатических представительств стран-членов НАТО при штаб-квартире Альянса, а также сотрудников и экспертов ряда национальных министерств стран-членов НАТО и выпустила аналитический доклад, в котором содержится сравнительный и статистический анализ подходов разных стран НАТО к вопросу вывода остающихся американских тактических ядерных вооружений из Европы.

Авторами доклада являются С. Снайдер и У. ван дер Зейден[9]. Доклад IKV привлек внимание Федерации американских ученых и Пагуошского международного движения ученых за ядерное разоружение и безопасность, которые опубликовали ряд экспертных откликов на содержание и выводы доклада.

В целом опрос сотрудников представительств при НАТО и изучение мнений в правительственных и парламентских кругах стран НАТО показали, что достаточное количество стран НАТО могут поддержать решение прекратить развертывание американского тактического ядерного оружия (ТЯО) в Европе.


В дипломатических кругах четырнадцати стран (половина государств-членов НАТО) есть заметные силы, более или менее активно поддерживающие прекращение развертывания американского ТЯО.

Еще десять стран НАТО утверждают, что не будут блокировать решение по данному вопросу, которое требует консенсуса.

Только три страны-члена НАТО (Франция, Венгрия и Литва) выступают против свертывания ТЯО.

Второй вывод доклада заключается в том, что не существует единообразной формулы, которая объясняла бы мотивации позиций разных стран по данному вопросу (скажем, у «старых» и «новых» членов НАТО нет групповой позиции по данному вопросу, а есть разброс мнений). В частности, не существует четкой связи между продолжительностью членства в НАТО и позицией по вопросу развертывания ТЯО. Кроме того, геополитическая близость к России не является фактором, вызывающим приверженность к сохранению тактических ядерных средств.
 Ряд стран, расположенных у российских границ, тем не менее, поддерживают возможность вывода ТЯО.

Выделяется три основных проблемы, вокруг которых ведутся дебаты о ТЯО в Европе: устаревание этого оружия, более практичное распределение ответственности через коллективное участие в других системах (в частности, ПРО) и желание иных форм демонстрации солидарности Альянса.


Многие страны признают, что ТЯО исторически являлось одним из тех факторов, которые «цементировали» Альянс. Но в настоящее время большинство из них предпочитает «более полезные формы распределения ответственности» или «более заметные» формы солидарности Альянса.


Примерно половина членов Альянса считает, что противоракетная оборона может заменить ТЯО как практический и современный способ распределения ответственности, однако другая половина Альянса с этим не согласна.


Также в докладе выделяются три основных причины, препятствующих принятию решения о свертывании ТЯО в Европе: дисциплина внутри Альянса, необходимость взаимности уступок между НАТО и Россией и, наконец, сопротивление Франции.


Только шесть стран упомянули о необходимости обоюдных шагов со стороны России в качестве необходимой предпосылки. Еще 11 стран «предпочли бы ответные шаги» или «будут приветствовать» ответные шаги со стороны России. Одна страна вообще высказала сожаление по поводу увязки вопроса о ТЯО с политикой России.


Доклад голландских исследователей завершается выводом, что необходимо проведение дополнительных всесторонних консультаций в процессе обсуждения членами НАТО доктринальных позиций в ядерной сфере в целях нахождения иных «компенсаторных» и более соответствующих задачам сегодняшнего дня мер и форм укрепления солидарности Альянса и трансатлантических связей, по сравнению с присутствием остаточных американских ТЯО, которые пора вывести.

Как представляется, российской стороне следует обратить дополнительное внимание на выявленные различия в подходе разных стран Альянса к вопросу о выводе американского тактического ядерного оружия из Европы и продолжить мониторинг различных позиций, проявляющихся в ходе общественной кампании в западноевропейских странах за Европу без тактического ядерного оружия.

В целом анализ общественных настроений и позиций элит европейских стран НАТО показывает, что хотя выступления против американского ТЯО в Европе не носят острого или массового характера, как в период середины 1980-х гг., политическая поддержка сохранения американского ТЯО в Европе весьма ограничена. Цели военного использования этих остаточных единиц ТЯО в современных условиях не ясны, не заявлены в стратегических документах НАТО и, по мнению как европейских, так и многих американских стратегов, носят скорее «психотерапевтический» (укрепление Альянса), чем военный характер. Все это позволяет сделать требование вывода оставшихся единиц американского ТЯО из Западной Европы одним из базовых и начальных компонентов в потенциальном диалоге о перспективах нестратегических ядерных вооружений.

[1] Department of Defense, Quadrennial Defense Review. 2010. February [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.defense.gov/qdr/

[2] Tauscher E. New START Treaty and the Obama Administration’s Nonproliferation Agenda. Department of State Press Briefing. Washington, D.C. 2010. March 29 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.state.gov/t/us/139205.htm

[3] Speech by Guido Westervelle at the 46th Munich Security Conference, 2010. February 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.securityconference.de/joseph-R-Biden.451.0.html?&L-1

[4] Ex-NATO Chief joins call for no US nuclear weapons in Europe. Agence France Presse. 2010. February 19.

[5] Butcher M. Former Dutch Prime Minister Lubbers Calls for Withdrawal of US Nukes from Europe. The NATO Monitor. 2009. December 4.

[6] Bergenas J., Pomper M., Potter W., Sokov N. Reducing and Regulating Tactical (Non-Strategic) Nuclear weapons in Europe: Moving Forward? Report for the Unit for Policy Planning and Research, Finnish Ministry of Foreign Affairs. 2010. April.

[7] Bildt C., Sikorski R. Next, The Tactical Nukes [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nytimes.com/2010/02/02/opinion/02iht-edbildt.html

[8] Norway, Poland seek curbs on tactical nuclear arms. Reuters. 2010. April 9.

[9] Полный текст доклада см.: http://www.nonukes.nl/media/files/withdrawal-issues-report-nospread.pdf

Автор:  А.И. Никитин
Источник:  ЦПМИ