Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ

6 октября 2007 года

Государства – члены Организации Договора о коллективной безопасности (далее – государства – члены),

подтверждая свое стремление к обеспечению на коллективной основе безопасности и стабильности в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ) и в сопредельных регионах,

заявляя о приверженности целям и принципам, закрепленным в Уставе ООН, решениям Совета Безопасности ООН, общепризнанным нормам международного права,

руководствуясь целями Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, Уставом Организации Договора о коллективной безопасности, Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 18 июня 2004 года о Концепции формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности,

исходя из важности обеспечения эффективного участия ОДКБ и ее государств – членов в усилиях мирового сообщества по поддержанию международного мира и безопасности,

считая участие ОДКБ в миротворческой деятельности действенным инструментом укрепления ее международных позиций, авторитета и политического веса в мировых и региональных делах,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения нижеупомянутые термины означают:

«миротворческая деятельность ОДКБ» – совокупность мер, включающих мирные средства и действия, направленные на разрешение споров (в соответствии с Уставом ООН), а также коллективные действия,

предпринимаемые государствами – членами с использованием военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, направленные на предотвращение, сдерживание и прекращение военных действий между государствами или в пределах государства посредством вмешательства третьей стороны и способствующие поддержанию мира и безопасности;

«операция ОДКБ по поддержанию мира» (далее – миротворческая операция) – совокупность взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий беспристрастного военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, предпринимаемых для стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов, осуществляемых в соответствии с мандатом на проведение миротворческих операций и направленных на создание условий, способствующих разрешению конфликта, и поддержание или восстановление мира и безопасности;

«миротворческие контингенты государств–членов ОДКБ» (далее – миротворческие контингенты) – специально подготовленный военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал, а также силы и средства, предоставляемые государствами – членами в состав миротворческих сил ОДКБ;

«миротворческие силы ОДКБ» (далее – Миротворческие силы) – совокупность миротворческих контингентов, предназначенных для участия в миротворческих операциях ОДКБ;

«коллективные миротворческие силы ОДКБ» (далее – КМС) – части (подразделения) из состава миротворческих контингентов, выделяемые государствами–членами на период проведения миротворческой операции;

«мандат на проведение миротворческой операции» (далее – Мандат) – решение Совета коллективной безопасности ОДКБ (далее – СКБ) или, в случае проведения миротворческой операции за пределами территории государств – членов, решение Совета Безопасности ООН, в котором определяются цели и задачи, временные и пространственные пределы, другие детали конкретной миротворческой операции, а также полномочия миротворцев.

Мандат является юридической основой для размещения КМС в зоне конфликта и исходным документом для разработки плана миротворческой операции;

«глава миротворческой миссии ОДКБ» (далее – Глава миротворческой миссии) – официальное лицо, назначенное СКБ и наделенное им соответствующими полномочиями в зоне конфликта, действующее от его имени и подотчетное ему;

«оперативная рабочая группа по подготовке миротворческой операции ОДКБ» (далее – Группа) – рабочая группа, временно создаваемая СКБ и направляемая в зону потенциального или существующего конфликта с целью проведения мониторинга военно-политической ситуации, определения положения дел на месте и выработки предложений, рекомендаций о целесообразности проведения, возможных сроках и масштабах миротворческой операции, составе и задачах КМС, обеспечения их развертывания в районе проведения миротворческой операции;

«персонал КМС» – специально подготовленный военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал миротворческих контингентов, выделенный государствами–членами в состав КМС.

Статья 2

Государства–члены для участия в миротворческих операциях создают на постоянной основе Миротворческие силы.

Для комплектования Миротворческих сил государства – члены в соответствии со своим национальным законодательством выделяют на постоянной основе миротворческие контингенты.

Миротворческие контингенты государств – членов ОДКБ проходят подготовку по единым для ОДКБ программам, оснащаются едиными или совместимыми образцами вооружений и связи, принимают участие в регулярных совместных учениях.

Статья 3

Решение о проведении миротворческой операции на территории государств – членов принимается СКБ с учетом национального законодательства государств – членов на основании официального обращения государства – члена о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ.

Подготовка решения СКБ о проведении миротворческой операции осуществляется по рекомендации Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ (далее соответственно – СМИД, СМО и КССБ).

Для анализа военно-политической обстановки в зоне потенциального или существующего конфликта и выработки предложений о целесообразности проведения миротворческой операции, ее масштабах, сроках и составе КМС решением СКБ создается Группа.

Состав, задачи и функции Группы определяются отдельным Положением, утверждаемым СКБ.

Миротворческие операции не заменяют урегулирование конфликта путем переговоров и другими мирными средствами.

Статья 4

СКБ незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН о своем решении провести миротворческую операцию на территории государства – члена. Исходя из обстановки, масштабов конфликта и его возможного воздействия на ситуацию в регионе, СКБ может запрашивать полномочия (Мандат) у Совета Безопасности ООН на проведение миротворческой операции или устанавливать процедуру периодического информирования Совета Безопасности ООН о ходе миротворческой операции.

В случае принятия решения о проведении миротворческой операции за пределами территории государств – членов СКБ обращается к Совету Безопасности ООН с запросом на предоставление соответствующего Мандата на проведение миротворческой операции.

После получения Мандата СКБ назначает Главу миротворческой миссии.

Статус и полномочия Главы миротворческой миссии определяются отдельным Положением, утверждаемым СКБ.

Статья 5

Для участия в конкретной миротворческой операции из состава Миротворческих сил создаются КМС.

Комплектование КМС, их структура, задачи и функции, правовой статус персонала КМС, материально-техническое обеспечение и финансирование их деятельности определяются отдельным Положением, утверждаемым СКБ.

Состав, структура и численность КМС определяются решением СКБ для каждой миротворческой операции в отдельности.

Предпринимаемые КМС действия осуществляются в духе беспристрастности, нейтральности и открытости, при ясно выраженном согласии конфликтующих сторон и при условии достижения ими соглашения о прекращении огня и других силовых действий в зоне конфликта, и при обеспечении безопасности миротворческого контингента и его права на самооборону.

Осуществление миротворческой деятельности государствами – членами носит исключительно добровольный характер.

Статья 6

КМС в ходе подготовки и проведения миротворческой операции подчиняются Командующему КМС, который назначается СКБ и подотчетен ему.

Координация мероприятий по подготовке КМС и проведению миротворческих операций возлагается на Объединенный штаб ОДКБ.

Статья 7

По решению СКБ КМС могут принимать участие в миротворческих операциях, осуществляемых на основе соответствующих решений Совета Безопасности ООН.

КМС по решению СКБ направляются для участия в миротворческих операциях региональных организаций, осуществляемых под их юрисдикцией в соответствии с положениями Устава ООН и не содержащих принудительных действий, при наличии легитимных решений региональных организаций и согласия государства на проведение операции на его территории.

Статья 8

ОДКБ может заключать коллективное особое (резервное) соглашение с ООН.

Каждое государство – член, имеющее особое (резервное) соглашение с ООН, имеет право на участие своих миротворческих контингентов в миротворческих операциях по мандату ООН или под эгидой региональных организаций, информируя о своем участии СКБ.

Статья 9

Государства – члены признают персонал КМС, выполняющий обязанности в зоне ответственности КМС, участниками боевых действий и гарантируют соблюдение данного статуса в соответствии со своим национальным законодательством.

Статья 10

Настоящее Соглашение регистрируется в Секретариате ООН в соответствии со статьей 102 Устава ООН.

Статья 11

Споры и разногласия, которые могут возникнуть в связи с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, государства – члены разрешают путем переговоров и консультаций.

Статья 12

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием четвертого письменного уведомления о выполнении подписавшими его государствами – членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.

Для государств – членов, выполнивших такие процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты передачи на хранение депозитарию соответствующего письменного уведомления.

Статья 13

Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязанностей государств – членов, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Статья 14

Любое из государств – членов может выйти из настоящего Соглашения путем направления письменного уведомления депозитарию.

Действие настоящего Соглашения прекращается в отношении данного государства – члена по истечении 6 месяцев с даты получения депозитарием такого уведомления.

Статья 15

По предложению любого государства – члена с согласия других государств – членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельным протоколом, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Протоколы об изменениях и дополнениях вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Соглашения.

Совершено в городе Душанбе 6 октября 2007 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Секретариате ОДКБ, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Источник:  ОДКБ