Киотский протокол

Киотский протокол – международно-правовой акт, соглашение между странами, подписавшими ранее Рамочную Конвенцию об изменении климата (далее РКИК), принятую на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) и вступившую в силу 21 марта 1994 г. после ратификации ее 50 странами – членами ООН. К началу 2002 г. РКИК ратифицирована более чем 160 государствами. Высшим органом РКИК является Конференция сторон, на третьей сессии которой 10 декабря 1997 г. в городе Киото (Япония) был подписан Киотский протокол.

Стратегия предотвращения изменений климата, декларируемая РКИК, основывается на снижении скорости роста (а в последующем и его остановки) концентрации парниковых газов в атмосфере. Эта цель может быть достигнута двумя путями: снижением эмиссии парниковых газов и увеличением их стока из атмосферы. Снижение эмиссии может достигаться в основном уменьшением энергетического использования ископаемого топлива (угля, нефти, газа и продуктов их переработки). Для увеличения стока парниковых газов в настоящее время доступен лишь один эффективный путь – поглощение двуокиси углерода лесами молодого возраста.

Ряд газов, относимых к категории парниковых, является природными составляющими атмосферы планеты. Однако рост их концентрации в атмосфере в последнее время в значительной мере связан с деятельностью человека. Так, по сравнению с 1800 г. концентрация углекислого газа в атмосфере возросла на 25%, оксида азота на 8%, а содержание метана за этот период времени более чем удвоилось. При этом на долю сжигания органического топлива приходится до 80% антропогенного поступления СО2 в атмосферу.

Балансовые характеристики глобального кругооборота парниковых газов могут быть проиллюстрированы на примере двуокиси углерода, эмиссия которого достигает 80% от общего объема антропогенных выбросов парниковых газов .

Общая задача, декларируемая Конвенцией, заключается в сдерживании количественного роста антропогенных выбросов парниковых газов, согласованном снижении их доли в рамках международно зафиксированных обязательств отдельных стран и организации специальных мероприятий, увеличивающих интенсивность поглощения отдельных газов наземными экосистемами.

В «корзину» парниковых газов, подлежащих ограничению и сокращению антропогенных выбросов в рамках действия Конвенции, вошли: диоксид углерода (СО2), метан (СН4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), а также гексафторид серы (SF6), являющийся в основном побочным продуктом при выплавке алюминия и самым сильнодействующим из всех парниковых газов.

Основной учетной единицей парниковых газов принята тонна СО2 эквивалента (диоксид углерода) или С (углерод), остальные парниковые газы пересчитываются к тонне СО2 через соответствующие коэффициенты.

В Киотском протоколе зафиксировано, что промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой (в том числе Российская Федерация) в период с 2008 по 2012 г. берут на себя определенные количественные обязательства по ограничению или сокращению выбросов своих парниковых газов.

Киотский протокол состоит из 27 статей, а также двух приложений, А и В, составляющих его неотъемлемую часть. Киотский протокол включает различные по характеру правовые нормы: наряду с предписаниями, устанавливающими весьма конкретные и твердые обязательства для сторон, в нем имеются и так называемые «мягкие» обязательства, сформулированные в виде пожелания или рекомендации. В документе достаточно много неурегулированных вопросов, решение которых отложено на последующие сессии Конференции сторон. Такое положение объясняется отчасти сложностью и относительной новизной предмета регулирования, а также отсутствием единообразия в позициях стран, участвующих в переговорном процессе.

Процедура вступления в силу Киотского протокола предусматривает два этапа – его подписание странами в ООН (на начало 2002 г. Киотский протокол подписали 84 государства, включая Российскую Федерацию, подписавшую Киотский протокол 11 марта 1999 г.) и последующую ратификацию парламентами сторон, подписавших Киотский протокол (на начало 2002 г. Киотский протокол ратифицирован 35 странами).

Киотский протокол может вступить в силу только в том случае, если не менее 55 сторон РКИК его ратифицируют, включая те страны, указанные в Приложении А, на долю которых приходится не менее 55 процентов всех антропогенных выбросов двуокиси углерода, приходящихся на все страны, указанные в Приложении А.

Определенные обязательства по ограничению и сокращению антропогенных выбросов составляют основную суть данного соглашения. Они распространяются только на индустриально развитые страны и страны с переходной экономикой. Конкретные количественные ограничения установлены для каждого из государств-сторон.

Первоначальный период действия обязательств по Киотскому протоколу – так называемый «бюджетный период» – равен пяти годам и охватывает 2008–2012 г. (п. 1 ст. 3 Киотского протокола). Вместе с тем каждая из сторон Киотского протокола призвана добиваться очевидного прогресса в выполнении своих обязательств еще до наступления первого бюджетного периода, а именно к 2005 г.

Вопрос о последующих бюджетных периодах, а также объеме количественных обязательств сторон по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов в рамках этих периодов является отложенным. Согласно пункту 9 статьи 3 Киотского протокола, он будет решен в поправках и приложениях к Киотскому протоколу. Конференция сторон, действующая в качестве совещания сторон Киотского протокола, должна начать рассмотрение соответствующих обязательств не менее чем за семь лет до конца первого периода действия обязательств, то есть не позднее чем в 2005 г.

Выполнение этих количественных обязательств, а также создание адекватных систем мониторинга выбросов и отчетности будет иметь строгую юридическую силу. К странам, которые не выполнят взятые ими обязательства, могут быть применены различные санкции. Продолжается разработка международных руководящих принципов и правил, которые будут регулировать действия сторон по различным аспектам Киотского протокола, включая вопросы соблюдения и несоблюдения взятых обязательств, требований к системам мониторинга выбросов и отчетности и др.

Политика и меры, направленные на выполнение каждой из сторон своих обязательств по Протоколу, осуществляются ею также и самостоятельно в соответствии со своими национальными условиями (ст. 2 Киотского протокола). Какие-либо единообразные требования на этот счет в Киотском протоколе не предусматриваются, что позволяет учитывать национальные особенности каждой страны.

Наряду с реализацией национальной политики и мер по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов в Киотском протоколе для облегчения выполнения своих обязательств промышленно развитыми странами предусматриваются и межгосударственные механизмы взаимодействия в данной сфере (так называемые «механизмы гибкости» на основе рыночных подходов), что должно способствовать целенаправленным инвестициям и передаче современных энерго- и ресурсосберегающих технологий от промышленно развитых к развивающимся странам, в том числе:

– совместное осуществление проектов – передача или приобретение единиц сокращения выбросов парниковых газов, полученных в результате реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или увеличение поглощения парниковых газов в любом секторе экономики (ст. 6 Киотского протокола).

– торговля квотами на выбросы парниковых газов – коммерческая переуступка своих прав на выбросы парниковых газов для целей выполнения своих обязательств (ст. 17 Киотского протокола).

– «механизм чистого развития» – осуществление проектов на территории стран, не входящих в Приложения к РКИК (развивающиеся страны), и добавление в свои квоты результатов сокращения выбросов парниковых газов, достигнутого в результате осуществления этих проектов (ст. 12 Киотского протокола).

– накапливание сторонами квот на выбросы – если выбросы стороны, включенной в Приложение, меньше установленного для нее количества выбросов, то эта сторона может накапливать эти квоты для использования в последующие после 2012 г. периоды обязательств (ст. 3 Киотского протокола).

Доступ стран, ратифицировавших Киотский протокол, к «механизмам гибкости» определяется следующими условиями: создание национальных систем для оценки антропогенных выбросов и абсорбции поглотителями всех парниковых газов; образование национальных регистров для учета произведенных антропогенных выбросов парниковых газов и их сокращений; регулярное представление Национальных сообщений с полной информацией по выполнению обязательств, включая ежегодные кадастры выбросов и сокращений парниковых газов.

К настоящему времени международным сообществом еще не приняты все необходимые решения, связанные с торговлей квотами на выбросы парниковых газов или с совместным осуществлением проектов с переуступкой квот на выбросы (включая «механизм чистого развития»).

Считается, что на начальном этапе этой деятельности (до 2008 г.) целесообразно проведение экспериментов или демонстрационных проектов для оценки возможностей и поиска оптимальных схем применения рыночных механизмов Киотского протокола.

Вполне вероятно, что практическая реализация Киотского протокола будет сталкиваться со множеством сложных и противоречивых явлений и ситуаций. Вместе с тем, воспринимая Киотский процесс как попытку создания единой мировой системы регулирования энергопотребления, уменьшения других негативных процессов, связанных с масштабной добычей, переработкой и промышленным потреблением энергетического сырья, следует признать эти усилия экологически важным процессом, сулящим в перспективе существенные экологические выгоды будущим поколениям в большинстве стран мирового сообщества.

Несмотря на то что США в марте 2001 г. сняли свою подпись под Киотским протоколом, 178 стран официально приняли Киотский протокол по борьбе с глобальным потеплением климата на 6-й конференции ООН по климату, которая проходила в Бонне 27 июля 2001 г. Главная ответственность каждой стороны Киотского протокола – не превысить установленных им разрешенных объемов выбросов. Основной источник российских выбросов – энергетический сектор. По оценке Министерства энергетики РФ за период с 1990 по 2000 г., снижение выбросов углекислого газа энергетическим сектором России составило примерно 33%, при этом в последние 2 года наблюдается их незначительный рост, главным образом за счет роста внутреннего потребления угля (7,6%), нефти и нефтепродуктов (8,3%). Энергетическая стратегия России ориентируется на дальнейший рост энергопотребления в стране, который, однако, будет существенно ниже, чем рост производства валового продукта. В результате Россия ни в одном из рассматриваемых в стратегии сценариев в период действия обязательств по Киотскому протоколу не должна превышать уровня выбросов углекислого газа 1990 г. (в 2010 г. – 80%, в 2020 г. – 95%).

Источник:  Глобалистика