Организация Черноморского Экономического Сотрудничества
Организация черноморского экономического сотрудничества — межправительственная организация, объединяющая 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. ОЧЭС основана 1 мая 1999 на базе Договора о черноморском экономическом сотрудничестве от 25 июня 1992. Штаб-квартира организации расположена в Стамбуле, Турция.
Точкой отсчета считается 1990-й, когда президент Турции Тургут Озал выступил с инициативой создания «Черноморской зоны процветания и сотрудничества» с участием СССР, Турции, Румынии и Болгарии. К моменту подписания первого документа об образовании этой организации – Стамбульской декларации 1992 «О Черноморском экономическом сотрудничестве» – исчез СССР и кардинально изменилась геополитическая карта региона. В качестве основного «локомотива» при реализации идей Тургута Озала в 1992 выступили Россия, Турция и Украина. К ним присоединились Армения, Грузия, Азербайджан, Молдова, Румыния и другие балканские страны: Греция, Болгария, Албания.
ОЧЭС призвана обеспечить в Черноморском регионе стабильность и процветание путем многостороннего экономического сотрудничества между ее государствами-членами. Организация охватывает географию площадью около 20 млн. квадратных километров, включая Черное море, страны Балкан и Кавказа, располагаясь на двух континентах и представляя регион с населением около 350 млн. человек. Регион ОЧЭС, который богат запасами нефти и газа, а также другими природными ресурсами, был и является одним из основных транспортных коридоров и маршрутов транзита энергоресурсов.
Структура ОЧЭС
Высшим органом ОЧЭС является Совет Министров иностранных дел государств-членов ЧЭС. Совет созывается регулярно на заседания два раза в год: в мае/июне и в ноябре/декабре. В случае необходимости созываются специальные или неофициальные заседания Совета. Очередные заседания Совета проводятся в государствах-членах в соответствии с принципом ротации и регулируются председателeм ОЧЭС. Председательство самo регулируется по тому же принципу. Срок председательства - шесть месяцев, начиная с 1 января и 1 июля.
Комитет старших должностных лиц OЧЭС подотчетен Совету Mинистров иностранных дел и действует от имени последнего. Комитет наделен соответствующими функциями и ответственностью для осуществления деятельности Организации.
Парламентская Ассамблея Организации Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), Деловой Совет ОЧЭС (ДС), Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) и Международный центр черноморских исследований (ICBSS) являются организациями, связанными с ОЧЭС. Это независимые органы со своими уставами (положения которых приведены в соответствие с Уставом ОЧЭС), отдельными бюджетами, штаб-квартирами и повестками дня.
Особенностью ОЧЭС в сравнении с другими субрегиональными группировками служит то, что в отличие от них уже в Декларации о создании организации во главу угла предстоящей деятельности было поставлено не торговое, а производственное сотрудничество. Это нашло свое выражение в отраслевом подходе к решению общих экономических проблем региона.
Более эффективной работе ОЧЭС препятствует ряд факторов. Организация представляет собой достаточно пеструю структуру, ведь ее члены являются одновременно членами таких различных политических и экономических группировок, как НАТО, СНГ, ЕС и т.д. Несмотря на общую ориентацию на создание общеевропейского пространства, государства - участники ОЧЭС существенно отличается в своих приоритетах и видении будущего европейского процесса. Ключевыми дезинтеграционными фактора, ОЧЭС является политическая нестабильность стран-участниц и их экономическая несовместимость, а также существенные социально-культурные различия и глубокие конфликты как между странами, так и внутри некоторых из них. К сожалению, экономический фундамент сотрудничества стран региона не всегда в состоянии компенсировать такую гетерогенность этой Организации.
Россия и ОЧЭС
Для России причерноморские страны всегда были и остаются важнейшими экономическими и политическими партнерами. Россия рассматривает ОЧЭС в качестве единственной полноформатной платформы сотрудничества в Черноморском регионе. Такой подход обусловлен возрастающей ролью региона в мировой политической и экономической действительности, стратегической важностью его геополитического положения, наличием обширной ресурсной базы и перспективного человеческого потенциала.
Россия четырежды председательствовала в ОЧЭС: май – октябрь 1996 г., ноябрь 2000 г. – апрель 2001 г., май – октябрь 2006 г., июль-декабрь 2011 г.
Большинство государств-членов ОЧЭС демонстрируют в значительной степени политическую зрелость, выступая за сохранение деполитизированного характера деятельности Организации в целях недопущения деструктивной для ее деятельности и задач конфронтационности. Россия исходит из того, что Организация должна заниматься определенными в ее уставных документах вопросами экономического развития, выступает против каких-либо попыток привнесения в повестку дня ОЧЭС политических проблем, для решения которых существуют другие соответствующие форматы.
Заметны усилия стран-участниц по развитию взаимодействия в транспортной сфере. В практической стадии находится реализация Меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали Черного моря (КАЧМ): завершается работа по формированию карты маршрута автомагистрали.
Большой потенциал для совместной работы содержит Меморандум о взаимопонимании по развитию морских магистралей в регионе ЧЭС. Выход на компромиссные развязки по ряду ключевых вопросов, касающихся реализации Меморандума, свидетельствует о твердом желании стран активизировать продвижение к началу практического сотрудничества в рамках Меморандума.
Принимая во внимание растущий товарооборот и развитие туризма между странами-членами ЧЭС, продолжается работа по восстановлению регулярного грузопассажирского и паромного сообщения между черноморскими портами. Хорошие возможности для сотрудничества в развитии транспортной системы региона открыла подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи.
Продолжает развиваться сотрудничество в сфере энергетики. Завершено обобщение энергетических стратегий стран-членов ЧЭС. Это важный практический шаг для разработки совместных проектов, одним из которых является создание Черноморского электроэнергетического кольца. Его реализация могла бы способствовать формированию регионального рынка электроэнергии.
Европейский Союз проявляет все возрастающий интерес к Черноморскому региону и деятельности ЧЭС. Вместе с тем, ЕС пока не подтвердил практическими делами готовность к партнерству на равноправной основе. Инициативы ЕС «Черноморская синергия», «Восточное партнерство», «Природоохранное партнерство» направлены на избирательное сотрудничество с отдельными участниками Организации. Со своей стороны Россия хотела бы видеть сотрудничество ЧЭС-ЕС равноправным и взаимовыгодным для двух организаций.