Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии – региональная организация стран Юго-Восточной Азии. Ассоциация была создана по решению конференции министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин 8 августа 1967 в Бангкоке. В 1984 г  к Ассоциации присоединился Бруней, а в 1995 года Вьетнам стал седьмым членом Ассоциации. Лаос и Мьянма (Бирма) присоединились два года спустя в 1997 года. Камбоджа присоединились позднее в 1999 году.

Целью создания новой ассоциации было объявлено сотрудничество в экономической, социальной, культурной и других областях стран-участниц, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

В АСЕАН сложилась структура руководящих механизмов, включающая саммиты, министерские встречи и совещания старших должностных лиц по отдельным направлениям сотрудничества, которые возглавляют представители страны, председательствующей в ассоциации. Они ежегодно сменяются в алфавитном порядке Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны - устроительницы очередного СМИД. В г. Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем. В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов.

Цели АСЕАН:

  • ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);
  • укрепление мира и региональной стабильности;
  • расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;
  • развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;
  • расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;
  • установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

Особенности развития региональной экономической интеграции в рамках АСЕАН определяются рядом факторов.

  • Высокая динамика экономического роста и политическая стабильность в регионе.
  • Однотипность (но дифференцированность) экономик стран - участниц и имеющиеся вследствие этого трудности в расширении взаимной торговли.
  • Участие в интеграционных процессах государстве различным уровнем экономического развития и разными политическими системами.

В 1970-е годы зародилась и успешно функционирует система так называемых диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Практическое взаимодействие с партнерами по диалогу обеспечивается с помощью системы специальных органов, среди которых головными являются Совместные комитеты сотрудничества. С 1994 года работает Асеановский форум по вопросам безопасности (АРФ), пленарные заседания которого проводятся также ежегодно в рамках конференции министров иностранных дел. В нем участвуют страны-члены АСЕАН и диалоговые партнеры Ассоциации.

Начиная с 1992 года Россия на постоянной основе участвует в постминистерских конференциях АСЕАН, являясь одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С 1994 – в работе АРФ по проблемам безопасности.

С середины 1997 начал действовать Совместный комитет сотрудничества АСЕАН – Россия, заседания которого периодически проходят в Москве или в одной из Асеановской столиц. Создан и действует предусмотренный диалоговыми отношениями Фонд Россия АСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего экономического, торгового и научно-технического взаимодействия. В его деятельности участвуют представители как официальных, так деловых и академических кругов.

Россия и АСЕАН

Становление АСЕАН в качестве одного из центров мировой экономики обуславливает необходимость дальнейшего развития торгово-экономических отношений со странами, входящими в эту организацию.

Одним из основных направлений деятельности по укреплению позиций России в этом регионе является расширение сотрудничества с динамично развивающимися странами АСЕАН, где отмечается растущий спрос на отдельные виды российской продукции. Важно подчеркнуть, что именно рынки стран АСЕАН являются в настоящее время одними из немногих перспективных с точки зрения экспорта российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, автомобильной и авиационной техники, станков и оборудования. Правительства стран АСЕАН со своей стороны также демонстрируют стремление к укреплению двусторонних связей с Россией в торгово-экономической и научно-технической областях.

Торгово-экономические связи России со странами АСЕАН имеют большие потенциальные возможности, однако по ряду объективных причин в полной мере они не реализуются. Развитие делового сотрудничества с государствами Ассоциации сдерживается, в частности, такими факторами, как острая конкуренция на региональном рынке, традиционные связи АСЕАН с японскими, американскими, европейскими, китайскими, тайваньскими фирмами, давно поделившими между собой рынки государств Ассоциации, ограниченностью экспортных ресурсов России, невысоким уровнем качества российских машин и оборудования, отсутствием у нас возможностей в проведении активной кредитной политики.

С учетом приоритетов стран АСЕАН в области научно-технологического развития можно выделить следующие перспективные отрасли и направления промышленного и научно-технического сотрудничества как: коммерческое освоение космоса; энергетика;  материаловедение: композиционные и керамические материалы, сверхпроводники, металлы и сплавы с высокими техническими параметрами; биотехнологические материалы и технологии; медицина, медицинские приборы и средства диагностики и лечения; информатика и телекоммуникации; разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе с использованием космической техники.

Одна из проблем отношений РФ с АСЕАН состоит в том, что в широких кругах общественности и в бизнес сообществах России и стран Ассоциации нет достаточной информации друг о друге и почти нет развитой системы связей и контактов на разных уровнях. На саммите в Ханое обе стороны высказали убежденность в том, что для достижения нового уровня торгово-экономического сотрудничества необходимо развитие прямых контактов между деловыми кругами. Россия не располагает в регионе (за исключением Вьетнама) такими связями, которые имеют США, Китай и Япония. При этом речь идет не столько о политических контактах на уровне руководства, которые в последние годы получили заметное развитие, сколько о сотрудничестве по линии неправительственных организаций и научного сообщества.

Источник:  ЦПМИ