Атеизм
Атеизм (франц. athéisme, от греч. átheos безбожный) – скептическое отношение к утверждениям о существовании Бога или богов. Атеизм существует столько же, сколько и теизм, и известен почти в таком же количестве вариаций. Собственные формы атеистической мысли развивались в древней Индии, Китае и Греции, где они внесли в развитие цивилизаций фундаментальный вклад. В Индии следы атеизма прослеживаются уже в течение 2600 лет, начиная со школы чарвака, ранних теоретиков санкхьи и джайнизма. Даже Сиддхартха Гаутама (563-483 до н.э.), известный миру как Будда, очевидно, был атеистом. В Китае Конфуций (551-479 до н.э.), и его последователи – Ван Чун (27-97 н.э.) и школа, которую сейчас называют философским даосизмом, - скептически относилась к существованию Бога или богов, или, по крайней мере, оставались равнодушными к этому вопросу. В Греции самым ранним известным атеистом был Диагор Мелосский, живший в v в. До н.э. В широком смысле атеистами были некоторые философы-досократики и их последователи эпикурейцы.
После воцарения на Западе христианства и вплоть до Просвещения атеизм оставался не более чем воспоминанием. Культурное пробуждение Возрождения и широко распространившееся отвращение к резне, вызванной религиозными войнами, стимулировали возрождение интереса к атеизму. Однако после того как в 1869 г. Т.Х. Гексли (1825-1895) употребил термин «агностик», атеизм стал казаться лишним. Агностицизм приобрел популярность, так как рассматривался как менее догматическая позиция, чем атеизм. Это ощущение прояснил английский философ Э. Флю, который первым провел различия между негативным и позитивным атеизмом. Другим важным вкладом Флю была демонстрация того, что бремя доказывания существования Бога или богов лежит на теистах, которые делают более масштабные заявления, а также его т.е. «Вызов Фальсификации», показывающий, что большая часть теических размышлений настолько замкнута сама на себя, что их невозможно подвергнуть фальсификации.
Негативный атеизм – более слабый вариант атеизма, который утверждает, что вера в Бога ли богов не обоснована. Этот подход подчеркивает скорее невероятность, чем невозможность Бога. Классическое выражение негативного атеизма можно найти в работе Ч. Брэдло «Оправдание атеизма» (1864): «Атеист не говорит, что Бога нет, он говорит: я не знаю, что вы подразумеваете под Богом, я не отрицаю Бога, так как не могу отрицать то, что, согласно его приверженцам, настолько несовершенно, что он не способен определить это для меня». В своем классическом исследовании атеизма М. Мартин приходит к выводу, что негативный атеизм оправдан, так как утверждение, что Бог существует, не является ни истинным, ни ложным, но бессмысленным.
Позитивный атеизм – более сильный вариант атеизма, который утверждает, что обоснованно – не верить в Бога или богов. Этот подход доказывает не просто невероятность Бога, но и его невозможность. Мартин утверждает, что позитивный атеизм обоснован, если все имеющиеся доказательства, поддерживающие веру в Бога, проявят свою неадекватность, и что нет никаких приемлемых полезных причин верить, что Бог существует и что атеизм является философски трезвой позицией.
Другим сильным доказательством в пользу атеизма является моральное доказательство, которое показывает, что следование некоторым влияниям священных текстов влечет за собой настолько аморальные действия, что для любящего, совершенного Бога невозможно примирение с такой действительностью.
Атеизм предполагает сомнения в вере в Бог или богов на трех основаниях: 1) поскольку весьма вероятна неистинность существования такого Бога, 2) поскольку концепция Бога бессмысленна или непоследовательна 3) и поскольку предлагаемая концепция Бога настолько не наполнена реальным содержанием, что представляет собой нечто вроде скрытого атеизма. Первый подход в большей степени применим против грубых антропоморфических представлений о Боге. Второй подход в большей степени применим против обыденных представлений о Боге в иудо-христианской традиции, а третий подход в большей степени применим против некоторых абстракций, выдвинутых такими либеральными теологами, как П. Тиллих, или теистически настроенными физиками.