Православие

Православие – всемирно распространенная (глобальная) христианская религия, определившаяся в результате разделения церквей в 1054 г.

Организационной особенностью православия является отсутствие централизованной структуры и единого главы. Единая Вселенская Церковь (Единая Святая Кафолическая, т.е. «всемирная», и Апостольская Церковь) состоит из автокефальных или автономных «церквей-сестер». Их точное количество установить сложно, т. к. некоторые православные церкви не признают автокефалии (автономии) других. Например, Русская Православная Церковь (РПЦ) не признает автономии Украинской Православной Церкви, а Американская – признает. РПЦ признает 15 автокефальных и 4 автономных церкви. Формально автономной (с 1957 г. автономия дарована РПЦ) является также Китайская православная церковь, однако у нее пока нет главы, недостает храмов и паствы. Четыре древнейших автокефальных церкви (Константинопольский, Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский патриархаты) пользуются особым уважением. Константинопольский патриарх именуется «вселенским», однако он не обладает властью папы римского и рассматривается как «первый среди равных». Автокефальными являются также следующие церкви: Русская, Грузинская, Сербская, Румынская (автокефалия провозглашена в 1885 г.), Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская (автокефалия дарована Константинопольским патриархатом в 1924–1925 гг., признана РПЦ в 1948 г.), Чехословацкая (автокефалия дарована РПЦ в 1951 г.), Американская (автокефалия дарована РПЦ в 1970 г.). К автономным церквам относятся: Финляндская (с 1923 г., под руководством Константинопольского патриархата), Синайская, Японская (автономия с 1970 г.) и Критская.

Все эти церкви находятся между собой в литургическом общении, т.е. могут проводить совместные богослужения. Епархии и другие представительства (приходы) одной церкви могут находиться на «канонической территории» другой. Это тем не менее не исключает различий между церквами. Так, например, Иерусалимская, Русская, Сербская и Грузинская церкви пользуются юлианским календарем, а остальные – григорианским. Такое «единство в многообразии» многие считают сильной стороной православия, дающей ему гибкость и возможность приспособиться к любой культурной среде. Однако стремление каждой нации иметь «собственную» автокефальную церковь может рассматриваться и как препятствие к единству православного мира.

Существуют и другие церкви, не находящиеся в литургическом общении с вышеперечисленными и образующие, по выражению Франсуа Туаля, «параправославный мир»:

– Древние Восточные Церкви; среди них можно выделить дохалкидонские или монофизитские церкви (Армянская, Коптская, Якобитская (Сирийская), Маланкарская Сирийская (в южной Индии), Малабарская, Эфиопская, Эритрейская), т.е. не признавшие решений Халкидонского собора 451 г., и доэфесские или несторианские церкви (Ассирийская или Халдейская), не признавшие решений Эфесского собора 431 г. Несториане считают, что Бог воплотился в Иисуса-человека уже после его рождения. Монофизиты полагают, что божественная природа Христа полностью вытеснила его человеческую природу. Представители этих церквей считают себя православными, однако другие православные церкви их таковыми не признают.

– Униатские церкви, т.е. сохраняющие православное богослужение, но признающие власть папы римского и католические догматы (примерно 21 церковь). Некоторые униатские церкви (например, на Украине) очень влиятельны, так как выполняют важную роль в процессе поиска национальной идентичности.

– Церкви, не признавшие реформ, проводившихся «официальными» православными церквами. К ним относятся различные течения русского старообрядчества, выделившегося в XVII в. (например, Русская Древлеправославная Церковь с центром в г. Новозыбково); Русская Православная Церковь за границей (выделилась после революции 1917 г.); Истинно-Православная или Катакомбная церковь (выделилась после 1917 г., в СССР действовала подпольно); так называемые старостильные церкви, например Греческая Церковь Истинных Православных Христиан (выделилась из Греческой Православной Церкви, отказавшись принять григорианский календарь) или Старостильная Православная Церковь Болгарии.

Автор:  А.В. Митрофанова
Источник:  Глобалистика