Налогово-бюджетная политика

Налогово-бюджетная политика – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путем формирования доходов бюджета, изменения государственных расходов и налогообложения. Главными элементами такой политики являются налоги, бюджет, государство, триединство которых обеспечивает успешность и эффективность экономики страны.

Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие страны во многом зависит от организации государственного регулирования экономики и осуществления налогово-бюджетной политики.

Механизмы рыночной экономики позволяют удовлетворять потребности, выражаемые в денежной форме через спрос. Но существуют потребности, которые невозможно измерить в категории спрос: национальная оборона, охрана общественного порядка, национальная сеть коммуникаций и т.д. – здесь без государственной налогово-бюджетной политики не обойтись. Особо пристальное внимание должно уделяться ценообразованию естественных монополий и монополиям вообще. Не менее значимым является организация функционирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Еще одной из важнейших функций налогово-бюджетной политики в условиях рыночной экономики является перераспределение доходов. Рынок создает благоприятные условия для свободной конкуренции прежде всего тем, кто владеет средствами производства,  но  в любом обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, есть  не трудоспособные. Они не участвуют в деятельности рынка и не получают доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные: они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к таким людям, поэтому их содержание становится задачей государства. Во всех вышеперечисленных случаях именно государство имеет право вмешаться в перераспределение доходов с целью защиты социально слабых индивидов и групп населения , так как то, что несправедливо с точки зрения рыночного механизма, несправедливо с позиции.

Кроме того, государство обязано брать на себя задачу обеспечения правовой базы: предоставление законного статуса частным предприятиям, соблюдение права частной собственности и т.д. Одной из главнейших обязанностей государства является финансирование оборонной промышленности и связанных с ней научно-технической базы.

Государство в условиях рынка должно контролировать и поддерживать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда требуется вкладывать гигантские средства, причем с далекой перспективой их отдачи. Как правило, это отрасли общенационального значения – военная промышленность, научные разработки и т.д.  Развитие финансовоемких отраслей экономики также требует налогового и финансового регулирования. Успешное функционирование налогово-бюджетной политики обеспечивается комплексом нормативных принципов и четким разграничением полномочий фискальных органов.

Основными принципами налогообложения в России являются:

  • всеобщность – охват налоговой системой всех экономических субъектов независимо от организационно-правовой формы, получающих доходы;
  • обязательность – неизбежность осуществления обязательных платежей в пользу государства для всех участников хозяйственной деятельности, получающих доход;
  • легальность – законодательное закрепление размера налогов и процедуры их взимания;
  • стабильность, определенность и точность – устойчивость видов налогов в течен6ие продолжительного времени; размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть  четко определены, известны и понятны налогоплательщикам;
  • экономичность и эффективность – разрыв между расходами на организацию и осуществление сбора налогов и самими налогами не должен быть большим; тяжесть налогов не должна препятствовать развитию производства, тем самым лишая государство в будущем налоговых поступлений.
  • удобство взимания налогов для налогоплательщиков – каждый налог должен взиматься в известное и удобное для налогоплательщика время.

Бюджетная система России – совокупность бюджетов разных уровней (федерального, субъектов федерации, муниципалитетов) и государственных внебюджетных фондов, определяемая экономическими отношениями и спецификой государственного устройства РФ и регулируемая существующими нормами права. Основные источниками формирования федерального бюджета: налоги, государственные займы (ценные и казначейские бумаги, облигации и др.); денежная эмиссия;  займы у международных организаций и зарубежных банков.

Бюджетная политика РФ заключается в определении соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. На практике могут быть реализованы три варианта бюджетной политики:

  • сбалансированный бюджет – расходы государства равны доходам;
  • дефицитный бюджет – расходы бюджета больше, чем доходы;
  • профицитный бюджет – доходы бюджета больше, чем расходы.

В различные исторические периоды  Россия имела различные типы бюджетов. Формирование бюджета и его направленность зависит как от системы налогообложения, так и от мировой конъюнктуры.

 

Автор:  Е. Г. Пономарева
Источник:  ЦПМИ\РАПН