Международное разделение труда

Международное разделение труда (МРТ)  представляет специализацию стран на производстве той или иной продукции, услугах. Необходимыми условиями МРТ являются:

  • природные условия страны – климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов;
  • уровень экономического и научно-технического развития;
  • сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров.

Международное разделение труда предопределило развитие системы международных торговых связей. Любая, даже очень большая страна не может производить все товары, которые ей необходимы. Однако большие и богатые страны могут лучше обеспечить себя необходимыми благами. Если у таких стран есть к тому же большой внутренний рынок, то остается меньше излишков, которые надо вывозить в другие страны.

К основным видам международной торговли относятся экспорт и импорт. Экспорт – это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке. Импорт – товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке.

Понятие «сальдо торгового баланса» означает разницу между стоимостью экспорта и импорта за определенный период времени. США – самая развитая и богатая страна в мире – постоянно имеет отрицательное сальдо торгового баланса, т.е. импорт в США значительно превышает экспорт. Россия, напротив, вывозит больше товаров, чем ввозит, и ее торговое сальдо положительное.

Ведущие международные финансовые институты

По инициативе ведущих западных стран, формально – в целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства, а реально – с целью сохранения и усиления  их роли в мировой экономике, после Второй мировой войны были созданы основные современные международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР это соглашение не ратифицировал. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик постсоветского пространства.

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14% количества членов МВФ, имеют почти 60% голосов, в том числе США – 17,7%, страны ЕС – 26,2%.

В ВБ США располагают 17% всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне – столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран-членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% – свободно конвертируемой валютой и 75% – национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле. В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

  • содействие сбалансированному росту международной торговли;
  • предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;
  • отмена валютных ограничений;
  • межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:

  • лимитированный размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;
  • фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Новым явлением с середины 1980-х гг. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендаций развивающимся странам проводить монетаристскую политику, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабилизационные программы стали базироваться также и на концепции «экономики предложения» и направлены на развитие производства, проведение экономических реформ, нейтрализацию их негативных социальных последствий.

В России курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.).

В отличие от МВФ, большинство кредитов МБРР – долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Международные финансовые институты – МВФ и группа ВБ – играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны. МВФ, МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, государств СНГ, стран Восточной Европы.

Европейский банк реконструкции и развития

Еще одна значимая международная структура – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – был создан в 1990 года. Штаб-квартира организации расположена в Лондоне.

Главная цель ЕБРР – способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной й Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах. Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, – финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР – содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.

Новые международные финансовые организации

В последние годы активно формируются альтернативные существующим международным структурам финансовые организации. Самым перспективным среди новых проектов считается Банк развития БРИКС, одним из организаторов которого является Россия. Документ о создании Нового банка развития БРИКС (НБР БРИКС) был подписан 15 июля 2014 г. на VI саммите БРИКС в г. Форталеза (Бразилия).   20 февраля 2015 года Государственная дума РФ ратифицировала соглашение о создании Нового банка развития БРИКС. 1 июля 2015 г. официальная ратификация соглашения о Банке БРИКС прошла в Китае. На VII саммите БРИКС в Уфе (8-9 июля 2015 г.) были согласованы детали.

Первым президентом Банка стал индийский банкир Кундапур Ваман Каматх, управляющим от России назначен министр финансов А.Г. Силуанов.

Штаб-квартира организации будет располагаться в Шанхае (Китай). Объем оплаченного капитала составит 10 млрд долл. США (взнос каждой из пяти стран-участниц определен в два  млрд долл.). В случае необходимости впоследствии он может быть увеличен на 40 млрд долл., а максимальная планка капитала установлена на уровне 100 млрд долларов.

Меморандум о сотрудничестве с Банком БРИКС подписали Государственный банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Индии, Национальный банк социально-экономического развития Бразилии, Банк развития Южной Африки и российский Внешэкономбанк.

Создание Банка БРИКС не налагает на участников проекта никаких финансовых обязательств. Главная цель данного проекта – определить возможные области взаимодействия и создать максимально выгодные условия для развития уровня финансово-экономического сотрудничества как стран-участниц БРИКС, так и других государств. Предполагается, что главными направлениями деятельности Банка будет предоставление кредитов, проведение валютных операций, выпуск облигаций, инвестиционное сотрудничество, в том числе проектное финансирование, предоставление гарантий и контргарантий.

Автор:  Е. Г. Пономарева
Источник:  ЦПМИ\РАПН