Государственный бюджет

Государственный бюджет– свод доходов и расходов государства, который принимается высшим законодательным органом власти и имеет силу закона. Он составляется на один год и состоит из федерального бюджета и региональных бюджетов (в России – республиканских, краевых и областных).

Государственный бюджет включает сумму налоговых поступлений от физических и юридических лиц и потенциальных расходов. Однако существуют расхождения между планированием государственного бюджета правительством и его фактической структурой. В ряде стран в социальной сфере существуют так называемые внебюджетные фонды. В России, например, это Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, социального и медицинского страхования.

Поскольку Россия – федеративное государство, то помимо федерального бюджета существуют еще бюджеты административных единиц (республик, краев, областей и др. субъектов) и муниципальные (городские). Общий бюджет – это федеральный плюс бюджеты субъектов федерации – называют консолидированным.

Формирование доходных статей бюджета и его расходов составляет бюджетную политику государства. Основными источниками доходов государства являются налоги (включая взносы на социальное страхование), прибыль государственных предприятий, доход от эмиссии денег и доходы от приватизации.

Ведущее место среди государственных расходов занимают социальные (выплата пенсий, пособий на детей, финансирование образования и здравоохранения). Значительны расходы бюджета, связанные с хозяйственной деятельностью (энергетика, транспорт, сельское хозяйство, поддержка экономики «слабых» регионов). Часть средств идет на военные расходы, заработную плату государственным служащим, другим работникам бюджетной сферы, борьбу со стихийными бедствиями.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на следующие виды: государственные закупки товаров и услуг, трансферты и выплаты процентов по государственному долгу (обслуживание государственного долга).

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. Если сумма доходов бюджета в точности совпадает с суммой расходов, то бюджет сбалансирован. Иногда сумма доходов превышает сумму расходов. Это положительное сальдо – профицит бюджета. Превышение расходов государства над его доходами (что является нормальной практикой современного государства) означает отрицательное отрицательным сальдо и ведет к  дефициту бюджета.

Как правило, бюджетный дефицит возникает в условиях структурного экономического кризиса или вследствие нерациональной деятельности правительственных органов. При экономическом спаде доходы бюджета сокращаются, так как сокращается деловая активность и, следовательно, уменьшается налогооблагаемая база. Поэтому дефицит бюджета увеличивается. Бум, наоборот, сопровождается уменьшением дефицита бюджета, поскольку увеличиваются налоговые поступления.

Классификация дефицита госбюджета может быть представлена следующим образом:

  • первичный дефицит– общий дефицит за вычетом процентных выплат по государственному долгу;
  • фактический дефицит– разница между действительными государственными доходами и расходами, являющаяся величиной отрицательной;
  • структурный дефицит– фактический дефицит, рассчитанный для определенного уровня национального дохода в условиях полной занятости. Иными словами, это потенциальный показатель, т. е. тот, который мог бы быть получен, если бы при существующей системе налогообложения и деятельности законодательного органа в стране наблюдалась полная занятость всех ресурсов и производственных мощностей;
  • циклический дефицит– это количественное различие между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Такой дефицит возникает в результате динамичности экономической активности в течение одного цикла. В этом случае величина налоговых отчислений и государственных расходов автоматически изменяется.

В принципе, бюджетный дефицит – это не показатель отсталости или ущербности экономики. Все современные государства в той или иной степени имеют дефицит. Главное, уметь правильно управлять этим дефицитом и не стать заложниками кредиторов западных банков, как это уже было в истории нашей страны в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

Автор:  Е. Г. Пономарева
Источник:  ЦПМИ\РАПН