Вынужденная миграция
Вынужденная миграция – это территориальное перемещение людей с целью поиска и получения убежища. Международная Ассоциация по изучению вынужденной миграции (IASFM) определяет данное понятие следующим образом. Вынужденная миграция – «общий термин, который относится к передвижениям беженцев и внутренне перемещенных лиц (лиц, перемещенных в результате конфликтов), а также лиц, перемещенных в результате стихийных и экологических катастроф, химических или ядерных катастроф, голода и проектов развития».
Вынужденная миграция – комплексный и всеобъемлющий феномен. В настоящее время выделяют три типа вынужденной миграции, базируясь на побудительных мотивах:
- Перемещения, вызванные конфликтом. Для этого типа характерны передвижения людей, вынужденных оставить свои дома по одной или более из следующих причин, когда государственные органы не могут или не хотят защитить их: вооруженный конфликт, включая гражданскую войну; массовое насилие; преследование на почве национальной, расовой, религиозной принадлежности или принадлежности к социальной группе, или по политическим убеждениям жертвы преследования.
- Перемещения, вызванные реализацией так называемых «проектов развития». Для этого типа характерны передвижения людей, вынужденных перемещаться в результате политики или проектов, реализуемых с предполагаемой целью усиления «развития». Его примеры включают в себя масштабные инфраструктурные проекты, такие как дамбы, порты, дороги, аэропорты; осушение, вырубку и т.д.
- Перемещения, вызванные катастрофами. Для этого типа характерны передвижения лиц в результате природных (извержение вулкана, землетрясение, наводнение, засуха и т.д.) и/или спровоцированных человеком (техногенные инциденты, радиация и т.д.) катастроф.
Лицо, совершающее вынужденную миграцию, претендует на вполне определенный статус.
В Российской Федерации это статус беженца или вынужденного переселенца. Отличие двух законодательно закрепленных категорий состоит в следующем. В соответствии с международным правом (а именно с Конвенцией ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, от 31 января 1967 г., к которым Россия присоединилась 13 ноября 1992 г. и, соответственно, приняла на себя обязательства по приему таких лиц, признанию их беженцами и предоставлению им таких же экономических и социальных прав, как и другим иностранцам, законно находящимся на территории РФ), беженец для любой страны – это не ее гражданин, а иностранец, т.е. иностранный гражданин (или подданный) или лицо без гражданства. Вынужденные переселенцы «мало чем отличаются от беженцев, но они граждане РФ». Иными словами, «лица, которые покинули свою страну или страну постоянного проживания по соображениям безопасности, оказались в России и относятся здесь к числу иностранных граждан и лиц без гражданства, по нашему законодательству считаются беженцами. А лица, которые являются гражданами Российской Федерации и покинули, тоже по соображениям безопасности, места прежнего проживания за пределами РФ либо внутри России, в законодательстве РФ определяются как вынужденные переселенцы» (Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 235).
Феномен вынужденной миграции, как внутренней, так и, особенно, внешней, трактуется в качестве актуальной и масштабной проблемы современности, обострение которой грозит созданием препятствий для успешного развития государств и целых регионов, ростом дополнительной экономической нагрузки на мировое сообщество и т.д. (В.И. Кудашов). Но центральной в контексте темы вынужденной миграции была и остается проблема соблюдения прав человека и оказания материальной и иной помощи оказавшимся в сложной жизненной ситуации беженцам и вынужденным переселенцам.