Диаспора

Диаспора – часть этноса (религиозной группы), постоянно находящаяся вне пределов проживания основного массива этноса, осознающая и демонстрирующая принадлежность к «материнскому» этносу, имеющая социальные институты для презентации и отстаивания своих интересов как отдельной, сплоченной на этнических (религиозных) основаниях группы в стране (обществе) проживания, а также для сохранения и развития собственной групповой идентичности.

Отношения с диаспорой – важное направление внешней политики большинства государств. Часто диаспоры официально выполняют роль проводника интересов «материнского» этноса и страны его происхождения, выступают посредниками на переговорах и т.д.

Российская диаспора относится к числу наиболее многочисленных в мире, наряду с китайской и индийской. По разным оценкам, ее состав измеряется числом порядка 25 млн чел. Существенное увеличение российской диаспоры состоялось после развала СССР и образования множества отдельных независимых государств на его территории. Миллионы наших соотечественников в ходе этих процессов невольно оказались за рубежом. «Во многих случаях они вынуждены жить и определять свою дальнейшую судьбу в сложной политической, экономической социальной, культурной и психологической ситуации и нуждаются в помощи и поддержке как со стороны государств постоянного проживания, так и со стороны России» (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года № 590 «О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом»).

Российское государство осуществляет комплекс мер по работе с соотечественниками, понимая под последними «лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, но связанных с Россией историческими, этническими, культурными, языковыми и духовными узами, стремящихся сохранить свою российскую самобытность и испытывающих потребность в поддержании контактов и сотрудничестве с Россией» («Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе» от 30 августа 2001 года). При этом, признание принадлежности к соотечественникам основывается на самоидентификации заинтересованных лиц и является актом их свободного волеизъявления.

Приоритетом государственной политики в данном вопросе является оказание всестороннего содействия полноценной реализации и адекватному обеспечению их прав и свобод, а также других законных интересов на основе соблюдения норм международного права, сохранение и развитие всесторонних связей Российской Федерации с соотечественниками, а также их организациями. Практическая реализация этой задачи рассматривается также в качестве фактора укрепления справедливости, стабильности и безопасности, развития взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения национальных интересов Российской Федерации.

Вместе с тем Россия, в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством, заявляет о готовности принять на своей территории соотечественников, переселяющихся на добровольной основе или вследствие возникновения чрезвычайных обстоятельств в странах их нынешнего проживания.

Систематическое нарушение законных прав и интересов и дискриминация соотечественников в государствах проживания (пребывания) может служить основанием для пересмотра Российской Федерацией своей внешней политики в отношении таких государств.

Основными направлениями государственной поддержки соотечественников за рубежом являются:

  • использование международных механизмов и процедур обеспечения и защиты прав и основных свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам;
  • финансовая и экономическая поддержка соотечественников в странах нового зарубежья;
  • развитие гуманитарных, культурных, образовательных, научных и информационных связей и контактов;
  • обеспечение прав на свободу передвижения, переселения в Россию на добровольной основе или в силу чрезвычайных обстоятельств;
  • поддержка общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников; поддержка социально незащищенных слоев российской диаспоры.

 

Автор:  Е.С. Арляпова
Источник:  ЦПМИ\РАПН