Восток и Запад
Восток–Запад – проблема, вытекающая из сложившегося в истории, политике и культуре традиционного разделения мировой цивилизации на два самостоятельных, хотя и взаимодействующих мира, истоки и черты каждого из которых определяются различным географическим положением, различной историей и различными культурно-историческими типами (локальными цивилизациями). «Мы хотим получить ответ, – писал русский востоковед академик С.Ф. Ольденбург, – почему, несмотря на то что история человечества едина... понятия Восток и Запад остаются в нашем представлении раздельными и в чем-то несоединимыми». Западный и восточный миры никогда не были разделены пропастью, но, напротив, тесно и плодотворно взаимодействовали, хотя нередко и воевали. Связи Востока и Запада уходят в глубокую древность. Мало сказать, что в становящейся Европе (см. Западная цивилизация) издавна был осознан глубокий интерес к Египту, Финикии, Карфагену, Персии, позже к Индии, Китаю, Японии. Многие культурные импульсы для своего развития Европа получила как раз оттуда, с Востока. Прежде всего это относится к иудео-христианскому учению. «Явилось с Востока христианство и покорило Запад, и свою священную «Книгу» – Библию дало этому Западу» (Ольденбург). Походы Александра Македонского в Персию и Индию, нашествие на Европу гуннов, монголов, Тамерлана, арабов в Испанию многократно «сшивали» Восток и Запад в военном, культурном, торговом и биологическом (генетическом) отношении. Торговые пути и сношения по своей эффективности нисколько не уступали военно-завоевательским свершениям, а во многом и превосходили их. Великий шелковый путь, торговля пряностями, опоясывающие землю морские путешествия – вот неполный перечень связей Запада и Востока.
Арабы и евреи помогли Европе сохранить и развить греческое научное наследие, которое в соединении с христианской идеологией дало Европе ее духовную форму, спобствовало Возрождению, Просвещению, научно-техническому и политическому (становление и укрепление демократии) прогрессу. Вместе с экспансионистской (и колонизаторской) политикой Запада (начало которой положено еще крестовыми походами) на Восток устремились новые культурные и научно-технические импульсы, но также и новые политические идеи. Экономический и научно-технический эффект этого воздействия к концу ХХ в. оказался столь заметным (Япония, Китай, страны Юго-Восточного Азии, Индия, ряд стран исламского мира), что ныне уже нет оснований говорить о традиционной отсталости Востока. Речь может идти уже только о культурной самобытности, которая по-прежнему заметно и ярко отличает лицо Востока. И, возможно, прав был Нильс Бор, когда для оценки извечного историко-географического соотношения применил свой методологический принцип дополнительности: Запад и Восток не отменяют и не поглощают, но лишь дополняют друг друга. В современном глобализирующемся мире проблему Восток – Запад можно рассматривать и под углом зрения, предложенным немецким писателем Германом Гессе: «В мудрости Востока и Запада мы видим уже не враждебные, борющиеся силы, но полюса, между которыми раскачивается жизнь».