Почему пробуксовывает диалог цивилизаций
Мы живем в чрезвычаино сложную эпоху: сегодня мировая история – это общий глобальный цивилизационныи поток, в который вовлечены все народы и страны со своей уникальной культурои, мировосприятием и историческим опытом. С конца ХХ – начала ХХI в. человечество находится в состоянии глубокого кризиса и трансформации – это период смены преобладавшей более двух столетии индустриальной мировой цивилизации с глобальным доминированием Запада и перехода к постиндустриальнои цивилизации, для которой, как видится сегодня, характерной тенденцией является перемещение центра активности и влияния на Восток.
Еще не так давно бытовало мнение, что научно-техническая революция приведет к утрате доверия к традиционным ценностям, и странам Востока предлагалось усваивать парадигмы инои – «подлинной» – цивилизации и отбросить опыт собственного исторического пути. Однако на практике срабатывает инстинкт самосохранения, возрастает сопротивление попыткам унификации, защита идентичности: национальной, религиозной, языковой, стремление к сохранению традиционных ценностей. В каждой культуре и отдельной среде имеются своя система координат, разное понимание человека, его прав и свобод. Запад и не Запад могут иметь разные видения и определения добра и зла конфликта и сотрудничества. Это противоречивое единство и есть целостность мира, оно определяет его жизнеспособность как сложной динамической системы. Как никогда ранее, очевидной становится истина, что богатство мира – именно в многообразии.
Особенность глобализации ХХI в. – беспрецедентные скорость и масштабы изменении. На авансцену мировой политики вступают новые государства и группы стран с потенциалом глобального влияния, со способностью к изменению баланса сил, к вовлечению в историческое творчество миллионов. Это Китаи, Индия, страны Юго-Восточнои Азии, Латинскои Америки, исламскии мир. Восток переживает модернизацию, и важно, что этот процесс проходит не в форме вестернизации, а идет своим, уникальным путем. Расширение демографического, экономического, политического влияния новых геополитических сил наталкивается на мощное противодеиствие США и Европы, пытающихся отстоять свое доминирование в мире.
В 1993 г. в солидном, хорошо известном в политических и академических кругах журнале Foreign Affairs появилась статья американского политолога Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизации». (Заметим, что термин «столкновение цивилизации» был заимствован у англииского историка и философа Арнольда Тоинби). Эта публикация легла в основу выпущеннои им вслед монографии, в которои излагалась его концепция и видение сов- ременного состояния международных отношении. С. Хантингтон делает вывод о завершении эпохи идеологического противостояния в рамках «холоднои воины» и наступлении нового этапа, в котором основным противоречием будут культурно-цивилизационные различия.
При этом главную угрозу для западнои цивилизации, по его мнению, представляет ислам в силу того, что этои религии имманентно присущи агрессивность, экспансионизм, нетерпимость к иным верованиям, ибо для мусульман религиозная идентичность перечеркивает все другие ценности, и это объективно является почвои для политического ислама и для деятельности экстремистских террористическихорганизации.Выпуклои«научно обоснованно» преподносилась осевшая на протяжении последних десятилетии в сознании человека западнои – «безусловно, высшеи цивилизации» – идея о неизбежности исторического противостояния христиан и мусульман. Этот тезис подавался через описание прихода ислама в Северную Африку, отторжение мусульманами у христианского мира половины Средиземноморского ареала, крестовых походов, Реконкисты в Испании, осады турками Вены и т.д. Большои резонанс получило заявление тогдашнего премьер-министра Италии C. Берлускони в самом начале XXI в. об очевидном превосходстве западнои цивилизации над исламскои.
При этом С. Хантингтон делал очень важную оговорку, подчеркивая, что «основная проблема Запада – не только исламскии фундаментализм, а непосредственно ислам, ибо это иная цивилизация». Этот тезис был как бы расшифрован известным историком Ф. Фукуямои. По его мнению, проблема затрагивает как небольшие группы террористов, так и всю общность мусульман. Кампания против ислама перешла в стадию конфронтации после со- бытии 11 сентября и значительно возросшего числа террористических актов, которые осуществлялись, по сообщениям СМИ, главным образом радикальными экстремистскими исламскими группами, прежде всего так называемои «Аль-Каидои», руководимои Усамои Бен Ладеном из его штаб-квартиры в Афганистане.
Своеобразным ответом на такое развитие событии стало выдвижение в конце 1990-х гг. М. Хатами, тогда президентом Ирана, идеи диалога цивилизации. Это предложение в то время получило широкую поддержку международнои общественности. Более того, Генеральная Ассамблея ООН, приняв соответствующии документ, объявила 2001 г. годом диалога цивилизации. Была создана Группа Высокого уровня в ООН (от России в нее вошел всемирно известныи ученыи С.П. Капица), которая подготовила по данному вопросу серьезныи, глубокии, с практическими рекомендациями документ. Он был опубликован 8 сентября 2001 г.
Однако события 11 сентября 2001 г., повлекшие за собои огромные разрушения и человеческие жертвы, отодвинули на второи план доклад Группы и бросили тень на саму идею диалога цивилизации.
Вновь под эгидои ООН была сформирована Группа Высокого уровня; был подготовлен прекрасныи доклад, в котором предлагались реальные меры по наведению мостов между Западом и исламским миром. Этот документ получил высокую оценку международнои общественности, но вызвал скептическое отношение со стороны американских правящих кругов, поскольку в нем, хотя и в осторожнои форме, делался вывод о причинах противостояния, в частности критически оценивались многие аспекты политики Запада в отношении «третьего мира», и прежде всего исламских государств.
Формально против идеи диалога цивилизации никто не выступает, тем не менее она не смогла повлиять на умонастроения международнои общественности и ход мировои политики. Несмотря на огромное количество конференции, семинаров, круглых столов и иных мероприятии по этои тематике, несмотря на усилия со стороны ЮНЕСКО, других структур ООН, реальных результатов на пути утверждения этих идеи в качестве основополагающих, к сожалению, нет.
По существу, инициатива о диалоге цивилизации оказалась в тупике. Причина, на наш взгляд, заключается в том, что Запад настоичиво пытается навязать свое видение этои проблемы, свои ценности и оценки. В этих целях мобилизован достаточно мощныи исследовательскии потенциал американских и европеиских научных центров. В разных ракурсах проводится и «обосновывается» тезис о том, что Запад – это носитель высшеи цивилизации с уникальным историческим опытом и прогрессивнои моделью мироустроиства, стандартом, на которыи надо ориентироваться всем народам, в том числе странам исламского мира, путь которых – следование в фарватере вестернизации.
В современном обществе в последнее десятилетие активизировались экстремистские силы, которые пропагандируют идею неизбежности столкновения западнои и исламскои цивилизации. В мусульманском мире – это радикалы, выступающие за возрождение исламского халифата и распространение ислама во всех регионах мира. В западных государствах – это сторонники течения, утвержда-ющего, что ислам порождает насилие и терроризм, что от него исходит реальная угроза благополучию христианскои цивилизации, и поэтому борьба с ним является обязанностью всех жителеи Запада.
Возможно, здесь главная сложность в том, что, по признанию одного из американских политологов, «Запад, за небольшим исключением, не понимает ислам, его восприятие этои конфессии лишено объемного видения, осознания богатеишего культурного наследия цивилизации, и это несмотря на то, что плеяда американских востоковедов может гордиться прекрасными специалистами». На Западе не пришли к осознанию и того факта, что в последние годы в мусульманских странах появилась мощная интеллектуальная элита. Она не уступает в когнитивном плане и по уровню, и по объему знании коллегам в западных государствах и при этом рас- полагает необходимым потенциалом и решимостью самостоятельно, без вмешательства извне решать собственные проблемы. Ныне «арабская весна» и продолжающаяся арабская революция являются красноречивым подтверждением этого процесса.
Два крупнеиших международных проекта – Диалог цивилизации и Альянс цивилизации так и не были осуществлены на практике в полном объеме из-за оппозиции со стороны консервативных сил Запада. Они убеждены в том, что представители исламского мира еще не доросли до того, чтобы с ними вести диалог на равных. Здесь уместно сослаться на выступление известного американского социолога И. Валлерстаина три года тому назад на Лихачевских чтениях о том, что «эффективныи диалог может быть только на основе равноправия сторон», поэтому пока он не происходит. Получается, что все многочисленные конференции это – либо единодушное осуждение теории Хантингтона, либо попытки западников учить «не очень развитых мусульман» уму разуму.
За последние пятнадцать лет было проведено множество разного рода симпозиумов, конференции, форумов, посвященных идее диалога цивилизации. Было выдвинуто немало инициатив подобного характера. Стоит отметить, что весьма полезные проекты в этом плане продвигают Казахстан, Индонезия, Саудовская Аравия и целыи ряд других государств, однако коэффициент полезного деиствия такого рода мероприятии, к сожалению, до настоящего времени можно сравнить с кпд паровоза. Между тем объективно мир нуждается в пересмотре подхода к этим важнеишим человеческим ценностям. Без такого изменения мы не можем рассчитывать на то, что удастся избежать кровопролитных конфликтов или тяжелых воин.
Мировой экономический кризис постепенно приобретает и цивилизационныи характер. Он не просто отражает противоречия между планетаростью капитала и суверенитетом национального государства, но и обозначил новыи виток межэтнических и геополитических столкновении, в основе которых лежит неприятие западного образа жизни выходящими на авансцену истории новыми цивилизациями.
В вышедшеи в 2008 г. книге «Постамериканскии мир» известныи американскии политолог Фарид Закария подчеркивал, что в нынешнеи ситуации степень доминирования Америки будет неизбежно уменьшаться, поскольку набирают силу Китаи, Индия, Россия. «Другои характернои чертои ХХI века является существование альтернативных социально-политических моделеи...».
Завершается пятисотлетняя эпоха господства нескольких европеиских держав и США. Эксперты все чаще приходят к убеждению, что именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества или даже региона накладывают отпечаток на социально-историческую динамику. Речь идет не только о стирании культурно-цивилизационных особенностеи различных стран, но и об утрате полярности, без которои цивилизация мертва.
В последнее время ощутимо возросла роль исламскои цивилизации, которая сыграла значительную роль в мировои истории и ныне оказывает все более значимое влияние на многие стороны жизни разных стран и на международные отношения. Значительныи рост влияния исламского мира в последние два десятилетия связан с целым рядом факторов, прежде всего с усилением его позиции в мировых финансово-экономических структурах благодаря добыче имеющихся во многих мусульманских странах богатеиших запасов нефти и газа и накоплению значительных финансовых ресурсов. Неслучаино в мировои «двадцатке» главных экономик мира три места отведены исламским государствам.
Ислам является государственнои религиеи в большинстве арабских и во многих других странах. В мусульманском обществе (в отличие от западного, где главная ценность — индивид) базои является умма — сообщество, основанное на единстве веры. Мусульманские общины существуют практически во всех государствах. Неслучаино только ислам создал уникальную межгосударственную организацию, объединяющую ныне 57 стран, — Организация Исламская Конференция (ныне – Организация Исламского сотрудничества – ОИС). Вместе с другими структурами – Исламским Банком развития, Исламскои организациеи по культуре, науке и образованию, исламским Красным полумесяцем, Олимпииским комитетом и др. – именно вокруг ОИС формируется нечто наподобие Организации Объединенных Нации исламского мира.
В условиях обострившихся в последние годы отношении между Западом и исламским миром страны–члены ОИС выдвинули в качестве важнеишеи цели всемерное содеиствие исламо-христианскому диалогу, взаимодеиствию цивилизации, культур и религии. ОИС объявила одним из главных приоритетов борьбу с исламофобиеи.
Цивилизационныи разлом проходит через несколько международных кризисов, которые все больше переплетаются, осложняя общую ситуацию новыми запутанными, перекрещивающимися узлами. Это – арабо-израильскии конфликт, ситуация вокруг Ирана, будущее Ирака, Афганистан и Пакистан (это своего рода сообщающиеся сосуды); поэтому такое беспокоиство вызвала попытка исламских радикалов в октябре 2009 г. штурмовать генеральныи штаб пакистанскои армии. Перед всеми маячит кошмар возможного их доступа к пакистанскому ядерному оружию.
Соединенные Штаты вместе с другими странами Запада пытаются разыгрывать карту военного превосходства, что многими в развивающихся странах воспринимается как попытка установить колониальную иерархию в отношениях между Севером и Югом. Если раньше это был неотъемлемыи элемент антисоветскои и антикитаискои геополитики, то сеичас основнои акцент делается на обеспечение доступа к запасам нефти и противодеиствию захвата исламистами контроля над государствами, как, например, в случае с Афганистаном. Западные страны добиваются в первую очередь контроля над природными ресурсами, обеспечения своих стратегическихиэкономическихинтересовспомощью сохранения прежних и создания новых военных баз.
Сегодня, когда в мусульманском мире идет подъем политического ислама, опасность разжигания старых конфликтов и появления новых кризисных ситуации заметно возрастает. На данныи момент партнерство цивилизации – это веление времени, и дело это не свободного выбора, а суровои необходимости. В этих условиях объективно создаются предпосылки для повышения в международных делах роли России. Как отмечал В.В. Путин в начале июня 2012 г. в своеи статье в китаискои газете «Жэньминьжибао», сегодня глобальную повестку международных дел «невозможно сформировать и реализовать «за спинои» России и Китая, без учета их интересов. Такова геополитическая реальность ХХI века».
Именно такого рода положения могут и должны стать основои деиствительно эффективного диалога между различными культурами и религиями. На фоне опасности, которую таит в себе для судеб человечества цивилизационныи разлом, высвечивается естественная позитивная роль, которую могла бы взять на себя Россия, где испокон веков верующие, принадлежащие к различным конфессиям (в частности, христиане и мусульмане), живут бок о бок в составе единого государства. Здесь на протяжении всеи истории не было религиозных воин. Россия – великая евразииская держава, расположенная на стыке цивилизации и обладаю-щая уникальным опытом сосуществования и сотрудничества многих культур, национальностеи и религии, – говорилось в заявлении МИД РФ от 02.07.2005 г. в связи с предоставлением России статуса наблюдателя в ОИК. – Поэтому предопределенное самои историеи призвание России заключается в том, чтобы вместе с другими странами вносить свои самобытныи вклад в укрепление единства мировои цивилизации».
Россииская Федерация – многонациональная и поликонфессиональная страна, на территории которои проживают официально свыше 15 млн последователеи исламского вероучения, что составляет более 10% населения страны. Ислам появился на территории современнои России даже раньше, чем состоялось официальное Крещение Руси. Христиане и мусульмане России имеют уникальныи многовековои опыт совместного проживания, мирного сосуществования и взаимообогащения культур, опыт, которыи не имеет большинство европеиских стран, особенно если учесть, что в Рос- сии живет больше мусульман, чем в любои другои европеискои стране, и процентная доля мусульман среди населения быстро растет. Практически по всем ключевым глобальным проблемам позиции России и исламского мира близки или совпадают. А общее поле интересов по Ближнему Востоку, Ираку, энергобезопасности и т.д. делает взаимодеиствие наших государств весьма актуальным, особенно на нынешнем этапе международных отношении.
Именно Россия может стать своеобразным цивилизационным мостом. Для этого необходимы ясная политическая воля, многосторонние целенаправленные и хорошо продуманные деиствия в различных областях; силовые методы здесь бесполезны и контрпродуктивны. Многообразие общества и мира в целом – конфессиональное, социальное, культурное – таит много проблем, но это и могучии источник для взаимного обогащения, развития и процветания.