Альянс цивилизаций

Из Доклада Группы высокого уровня

13 ноября 2006 г.

Часть I

I. Преодолевая разделение в мире

1.2 Мы также живем в становящемся все более сложном мире, где полярные представления, питаемые несправедливостью и неравенством, зачастую ведут к насилию и конфликтам, угрожая международной стабильности. В последние несколько лет, войны, оккупация и террористические акты обострили внутри сообществ и между ними взаимные подозрения и страхи. Некоторые политические лидеры и круги средств массовой информации, а также радикальные группы используют в своих целях эту атмосферу, изготовляя зеркальные образы мира, состоящего из взаимоисключающих культур, религий или цивилизаций, исторически обособленных и предопределенных к конфронтации.

1.3 Тревога и смятение, порожденные теорией «столкновения цивилизаций» искажают, к сожалению, характер дискуссии о действительной природе того затруднительного положения, в котором оказывается мир. История отношений между культурами не соткана только из войн и столкновений. Она также зиждется на конструктивных обменах, перекрестном оплодотворении и мирном сосуществовании. Более того, классификация внутренне изменчивых и разнообразных сообществ по жестким меркам цивилизаций затрудняет более просвещенное понимание вопросов самобытности, мотивации и поведения. Разделения между имеющими власть и лишенными ее или между богатыми и бедными или между различными политическими группами, классами, профессиональными объединениями и национальностями обладают большей убедительностью, чем такие же культурные категории. В самом деле, указанные стереотипы только укореняют поляризацию мнений и, что еще хуже, способствуют своей идеей о том, что культуры неизбежно ведут к столкновению, превращению споров, поддающихся урегулированию путем переговоров, в конфликты, замешанные на борьбе за самобытность, которые кажутся неразрешимыми и захватывают умы людей. Поэтому важно противостоять таким стереотипам и заблуждениям, которые закрепляют отношения враждебности и недоверия между сообществами.

1.4 В этом контексте необходимость наведения мостов между сообществами, содействия диалогу и пониманию и формирования коллективной политической воли в целях устранения существующих в мире диспропорций никогда не ощущалась так остро. Эта срочная задача и составляет raisond'etre «Альянса цивилизаций». Инициированный Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций в 2005 году при коспонсорстве премьер-министров Испании и Турции, «Альянс цивилизаций» утверждает широкий консенсус государств, культур и религий относительно того, что все сообщества связаны вместе в своей принадлежности к человечеству и взаимозависимы в своем стремлении к стабильности, процветанию и мирному сосуществованию.

1.5 «Альянс» стремится преодолеть нарастание разделений между сообществами путем утверждения принципа взаимного уважения между людьми, принадлежащими к различным культурам и религиозным традициям, и путем содействия мобилизации на согласованные действия в этом направлении. Эти усилия отражают волю огромного большинства народов к отказу от экстремизма в любом обществе и поддержке уважения религиозного и культурного разнообразия…

II. Руководящие принципы

2.4 Разнообразие цивилизаций и культур является основополагающим элементом человеческого общества и движущей силой прогресса человечества. Цивилизации и культуры представляют собой огромное богатство и наследие человечества, и в их природе заложена способность налагаться одна на другую, взаимодействовать и развиваться по отношению друг к другу. Среди культур нет иерархии, поскольку каждая вносит вклад в развитие человечества. История цивилизаций фактически является историей взаимного заимствования и постоянного перекрестного оплодотворения.

2.5 Нищета ведет к отчаянию, ощущению несправедливости и отчуждению, что вкупе с недовольством политического характера может привести к экстремизму. Искоренение нищеты уменьшило бы влияние тех факторов, которые связаны с экономической маргинализацией и отчуждением…

2.6 Терроризм ничем нельзя оправдать. Для того, чтобы добиться успеха в обеспечении международным институтам и правительствам возможности остановить терроризм, нам необходимо противодействовать всем условиям, порождающим его, признавая связь между миром, безопасностью, социальным и экономическим развитием и правами человека. В этом отношении недавно принятая Глобальная контртеррористическая стратегия ООН представляет собой важную веху.

2.8 Все более важным измерением многих сообществ и значимым источником ценностей для людей становится религия. Она может играть определяющую роль в формировании позитивного отношения к другим культурам, религиям и стилям жизни, способствуя построению гармоничных отношений между ними.

III. Глобальный контекст

Обзор

3.1 Политические события и развитие техники в ХХ-м веке породили ожидания и открыли возможность перехода к беспрецедентному периоду гармоничных отношений между государствами и решительного повышения благосостояния в всем мире. И многого действительно удалось добиться. Многостороннее сотрудничество и активная позиция гражданского общества проложили дорогу для ряда позитивных событий в международных отношениях, включая запрещение применения противопехотных мин, учреждение международных уголовных трибуналов и принятие широкого круга совместных инициатив, направленных на искоренение болезней и борьбу с бедностью. Однако, несмотря на эти достижения, многие круги продолжают испытывать общую тревогу за состояние планеты. Существует широко распространенное мнение, что неэффективность многосторонних институтов, созданных для продвижения всеобщих принципов и улучшения общего благосостояния, объясняется, главным образом, недостатком поддержки со стороны наиболее мощных стран и реальными опасениями, что надежды современной молодежи на более мирное, устойчивое и процветающее будущее находятся под угрозой. В некоторых случаях этот пессимизм проистекает из конкретной динамики обстановки на местном, национальном или региональном уровнях, но тут играет роль и более широкий глобальный контекст, который необходимо учитывать.

3.2 В социальном, политическом и экономическом плане Запад, хотя и движет глобализацию, но и сам, как представляется, подвергается угрозе со стороны некоторых ее тенденций. Западные державы располагают подавляющей политической, экономической и военной мощью в мире, включая несоразмерное влияние в многосторонних политических и экономических органах. Вследствие проницаемых границ, возрастающих потоков людей из бедных стран в богатые, неинтегрированных сообществ иммигрантов и трансграничного распространения факторов экономической, экологической, медицинской и даже физической безопасности, как взаимозависимость сообществ, так и увеличивающийся разрыв между ними, стали более контрастными.

3.4 В плане политического благополучия все большее распространение получает точка зрения, согласно которой всеобщие принципы прав человека и демократического управления решительно защищаются только в тех случаях, когда, по мнению некоторых государств, они отвечают их интересам – такой селективный подход подрывает легитимность многосторонних институтов, на которые возложена задача разъяснять, распространять и защищать эти принципы. Красноречивые заявления в поддержку демократии обесцениваются, когда демократически избранные правительства избегаются, а иногда и подрываются сильными странами.

3.5 Как представляется, механизмы и технологии, через которые общества взаимодействуют между собой, развиваются быстрее, чем наша коллективная политическая воля к использованию их на благо всех. Эти условия являются питательной средой, взращивающей ориентированную на самобытность политику, что в свою очередь порождает ожесточенную напряженность между обществами и возбуждает между ними враждебные отношения.

Самобытность и представления

3.6 Разнообразие культурной самобытности является составной частью опыта человечества, и с этой точки зрения его должно уважать и поощрять. Так, традиции и обычаи играют ключевую роль в развитии и передаче самобытности современности. Но неумолимое устремление к «глобализованному» миру бросило вызов самобытности групп во многих уголках мира, включая Латинскую Америку, Африку и Азию. Прогресс, достигнутый во второй половине ХХ-го столетия, дал различным государствам и культурам возможность более легко общаться, обсуждать их интересы на более ровном переговорном поле и преследовать общие цели, сохраняя в то же время свою индивидуальную самобытность и систему убеждений…

Возникновение экстремизма

3.8 Эксплуатация религии идеологиями, стремящимися склонить людей к переходу под свои знамена, породило сбивающую с толку теорию о том, что сама религия является корневой причиной межкультурного конфликта. Отсюда существенно важно рассеять ложные страхи и дать объективную и информированную оценку роли религии в современной политике. И действительно, в наше время между религией и политикой, возможно, возникает симбиотическая связь, когда каждая оказывает влияние на другую. Исторический пример – с виду секулярные колониальные «цивилизирующие миссии» или убежденность в XIX веке в «предначертании судьбы» в реальности имели глубокие религиозные корни. И наоборот, за откровенно религиозными платформами некоторых современных движений скрываются политические амбиции, употребляющие религию в идеологических целях.

3.9 В период между серединой XIX-го и до середины ХХ-го столетий многие интеллектуальные и политические элиты полагали, что модернизация подавит жизнеспособность религии. По мере того, как люди богатели, пользовались все большей политической свободой и достигали более высокого уровня образования, гласила аргументация, также будет прогрессировать секуляризация и отрицание религии как правовой и политический принцип, низводя религию к гораздо менее значительной роли в мировых делах. Но в последние десятилетия почти каждая великая мировая религия опровергает это предположение и играет ту или иную политическую роль. Во многих обществах растет поддержка в пользу усиления роли религии в общественной жизни. В большинстве случаев это желание выражается в миролюбивой форме, упорно продолжая существовать в мире, который, по мнению многих, все больше становится враждебным к вере. Однако незначительная часть движимых религиозными мотивами групп в мире участвуют в насильственных акциях.

3.11 Крайне важно признать, что ни одна мировая религия не попустительствует убийству невинных людей или одобряет его. Все они проповедуют идеалы сострадания, справедливости и уважения величия жизни. Однако во многих конфликтах, вспыхивавших в разных частях мира, религия использовалась для оправдания нетерпимости, насилия и даже лишения жизни. Недавно значительное число насильственных и террористических актов было совершено радикальными группами на границах мусульманских обществ. Из-за этих актов некоторые люди воспринимают ислам как религию с врожденным насилием. Такие утверждения в лучшем случае явно неправильны, а в худшем – продиктованы злым умыслом. Они углубляют разделение и усиливают опасную взаимную враждебность между обществами.

3.13 …Нигде идеологии исключительности, враждебные представления, культурное высокомерие и стереотипы средств массовой информации не соединялись более опасно с конфликтами, вскормленными воображаемыми или реальными несправедливостями, чем в отношениях между западным и мусульманским обществами.

IV. Политическое измерение

Исторические концепции

4.2 Несмотря на исторические периоды напряженности и столкновения между приверженцами трех великих монотеистических религий – сами конфликты были по своей природе не политическими, а религиозными – важно отметить, что мирное сосуществование, выгодная торговля и познавание друг друга были отличительными чертами отношений между христианством, исламом и иудаизмом с их самых первых времен и до сегодняшнего дня. В средние века исламская цивилизация была крупным источником инноваций, получения знаний и научного прогресса, которые содействовали возникновению Возрождения и Просвещения в Европе. Исторически при мусульманском правлении евреи и христиане в значительной степени пользовались свободой вероисповедания. Многие из них добились высокого политического положения, причем в различные периоды истории евреи находили убежище в мусульманских империях, дабы избежать дискриминации и преследования. Аналогичным образом, в последние столетия политические, научные, культурные и технологические достижения на Западе оказали влияние на многие аспекты жизни в мусульманских обществах, и многие мусульмане стремились эмигрировать в западные государства отчасти потому, что там имелись политические свободы и экономические возможности.

Отношения между обществами западных и мусульманских стран

4.8 В контексте отношений между мусульманским и западным обществами особенно остро переживается представление о двойных стандартах в применении международного права и в защите прав человека. Сообщения о коллективных наказаниях, целенаправленных убийствах, пытках, произвольном задержании, выдаче людей и поддержке авторитарных режимов способствовали усилению чувства уязвимости во всем мире, особенно в мусульманских странах, и представления о западных двойных стандартах. Утверждения о том, что насилие внутренне присуще исламу, и соответствующие заявления некоторых политических и религиозных лидеров Запада, в том числе с использованием таких выражений, как «исламский терроризм» и «исламский фашизм», способствовали тревожному росту масштабов исламофобии, который еще более усиливает страх перед Западом.

4.9. И наоборот: агрессивные нападения, направленные против гражданского населения в западных странах, включая использование террористов-смертников, похищения и пытки породили на Западе атмосферу подозрительности, незащищенности и страха. Многие на Западе также усматривают двойные стандарты в действиях мусульманских лидеров. И хотя военные операции Запада широко осуждаются мусульманами, этого не происходит, когда речь идет о межмусульманских конфликтах…

4.10 Эти обоюдные представления о двойных стандартах ведут к созданию климата подозрительности и недоверия, который подрывает отношения между мусульманским и западным обществами.

Тенденции в мусульманских обществах

4.12 Оценивая отношения между западным и мусульманским обществами, важно отметить, что исламистский активизм необязательно порождает внутри общества исламистскую воинственность, и последняя не ведет автоматически к насильственной конфронтации с Западом. Именно вторжение западных вооруженных сил в некоторые мусульманские страны и их продолжающееся присутствие в этих странах, сопровождающееся подавлением политических движений в мусульманском мире, являются причинами насильственных проявлений. Как свидетельствует вся история и история многих стран, политические репрессии, а также продолжение оккупации способствует усилению сопротивления с применением насилия. Это ставит проблему движущих сил, действующих внутри мусульманского мира и оказывающих влияние на отношения между мусульманскими обществами и остальным миром.

4.13 Нынешнее трудное положение, от которого страдает большая часть мусульманского мира, нельзя объяснить только иностранным вмешательством. По всему мусульманскому миру между прогрессивными силами и силами регресса идет внутренняя дискуссия по ряду социальных и политических проблем, а также относительно толкования исламского закона и традиций. Выражаясь упрощенно, но все же ясно, можно сказать, что в нескольких мусульманских обществах основная причина их неблагоприятной позиции по отношению к другим обществам, которые быстро развиваются в современном веке, заключается в сопротивлении переменам…

4.16 Вопрос о том, кто победит в этой внутримусульманской борьбе, имеет решающее значение не только для будущего мусульманских обществ, но и для будущего их отношений с остальным миром; именно поэтому мы и рассматриваем этот вопрос здесь. Ясно, что эту напряженность могут снять только сами мусульманские общества. И хотя тут нет очевидной роли для немусульман, западным активистам и особенно правительствам следует избегать определенного рода действий, которые могут иметь отрицательные последствия для дискуссии, ведущейся в мусульманских обществах. Распространение западными средствами массовой информации и официальными властями грубо упрощенных объяснений, в которых то обвиняется ислам как религия, то светские круги неправомерно противопоставляются религиозным активистам, производят пагубный эффект. Речь идет о предоставлении средствами массовой информации времени и места только наиболее крайним религиозным голосам мусульманского мира и в противовес им наиболее антимусульманским идеологам Запада. Аналогичным образом, некоторые материалы, появляющиеся в мусульманских странах и рисующие большей частью или совершенно в негативном свете другие общества, подпитывают поляризацию. Употребление таких выражений, как «исламский терроризм» – на Западе и «современные крестоносцы» – в мусульманском мире, усугубляют взаимную враждебность.

4.18 В глазах многих мусульман единственно подлинные успехи в освобождении от оккупации или политического господства западных стран на протяжении последних тридцати лет – это успехи, достигнутые под руководством религиозно-политико-военных движений и негосударственных субъектов. Способность таких групп, в условиях, как это представляется, подавляющего военного, экономического и политического превосходства западных государств, добиться успеха посредством асимметричной вооруженной борьбы в противостоянии вторжению и оккупации, порождает чувства солидарности и поддержки. Страх перед западным господством чувствуется настолько остро и столь широко распространен, что движения сопротивления поддерживаются даже теми, кто не разделяет более широких политических или религиозных идеологий этих групп или кто озабочен возможными последствиями их утверждения для политических и социальных свобод. Не удивительно поэтому, что революционная риторика наиболее радикальных религиозно-военных движений находит симпатии и поддержку среди наиболее отчужденных и разочаровавшихся кругов мусульманских обществ, в которых чувства бессилия и виктимизации наиболее сильны.

4.20 В этом контексте внутри и вне мусульманского мира усиливается мнение, что следует проводить различие между национальными движениями, сопротивляющимися иностранной оккупации, с одной стороны, и террористическими группами, имеющими глобальные амбиции – с другой. Не все в международном сообществе разделяют эту точку зрения. Следует поощрять группы сопротивления на достижение своих целей посредством мирного участия в политических процессах и демократическом представительстве. «Столкновение цивилизаций» является для глобальных террористических групп вожделенным и сильным лозунгом в деле привлечения и стимулирования редко сплетенной сети боевиков и сторонников. Мы должны ясно сказать, что, по нашему мнению, никакая политическая цель, будь то вытекающая из исторической несправедливости или современной провокации, будь то провозглашенная организациями сопротивления, глобальными воинствующими группами или государствами, не может оправдать нападений на гражданских лиц и некомбатантов. Такие действия должны быть недвусмысленно осуждены.

V. К альянсу цивилизаций: общеполитические рекомендации

Другие общеполитические рекомендации

5.11 Актуализация приверженности многостороннему подходу. Как неоднократно отмечалось в настоящем докладе, многие проблемы, стоящие пред международным сообществом, можно эффективно решить только в многосторонних рамках. Поэтому государствам необходимо укреплять многосторонние институты, особенно Организацию Объединенных Наций, и поддерживать усилия по реформированию, которые повысят потенциал и эффективность этих институтов.

5.12 Полное и последовательное уважение международного права и прав человека. Поляризация между сообществами возрастает, когда права человека защищаются – или считается, что они защищаются – селективно. Поэтому для налаживания подлинного диалога между государствами требуется общее понимание международных принципов прав человека и общая приверженность их полному и последовательному применению. В частности, этот диалог должен основываться на уважении прав человека (включая свободу совести, свободу выражения своего мнения и защиту от пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения), как они определены во Всеобщей декларации прав человека, Женевских конвенциях и других базовых документах, а также на признании авторитета международных уголовных судов.

5.16 Обеспечение ответственного руководства. Многие проблемы, подогревающие напряженность между сообществами, возникают в точках пересечения политики и религии. Одной из них является влияние будоражащих высказываний, допускаемых иногда политическими и религиозными лидерами, и разрушительное воздействие, которое такие высказывания могут иметь в случае распространения их средствами массовой информации. Такие высказывания способствуют распространению ненависти и недоверия, что приводит к исламофобии, ксенофобии и антисемитизму. В нынешнем климате страха и подозрения, которые охватили сообщества во всем мире, на лидерах и тех, кто формирует общественное мнение, лежит особая ответственность за содействие пониманию между культурами и взаимному уважению религиозных убеждений и традиций. С учетом своего влияния и авторитета, они должны избегать резких или провокационных высказываний об убеждениях или священных символах другого народа.

5.17. Центральное значение активной позиции гражданского общества. Хотя политические шаги необходимы для продвижения каждой из изложенных выше рекомендаций в отношении политики, политические акции, не поддержанные гражданским обществом, часто не обеспечивают долгосрочных перемен. Исходя из этого, Группа высокого уровня призывает к усилению роли и участия гражданского общества в механизмах по продвижению ее рекомендаций и, в частности, по мирному урегулированию конфликтов.

5.18 Установление партнерских связей в целях продвижения идеи альянса цивилизаций. Группа выского уровня рекомендует развитие партнерства в рамках «Альянса цивилизаций» с международными организациями, разделяющими его цели, и усиление их взаимодействия и координации с системой ООН. Особое внимание следует уделить тем международным организациям, которые являются частью системы ООН, и организациям, которые уже сотрудничают с Группой выского уровня «Альянса цивилизаций», а именно: Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация Исламская конференция (ОИК), Лига арабских государств, Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО), Объединенные города и местные правительства (UCLG) и Всемирная туристская организация ООН (UNWTO), а также другие международные и национальные организации, как государственные, так и частные.

Часть II

VI. Главные области действия

6.4 Гражданское образование и обучение по вопросам мира: Гражданское образование предлагает пути решения проблем, связанных с самобытностью, и воспитания уважения к разнообразию. Радикальные идеологии ратуют за мир взаимоисключающих самобытностей. Такому подходу можно противопоставить воспитание уважения к различным культурам посредством понимания общих ценностей и идеалов. Граждан надо приобщать к принципам, воплощенным во Всеобщей декларации прав человека ООН и Всеобщей декларации о культурном разнообразии ЮНЕСКО, если граждане хотят эффективно действовать в плюралистическом мире.

6.5 Глобальное и межкультурное образование: Государства со все более поликонфессиональным и полиэтническим составом населения должны признать необходимость предоставления более широких знаний о мире и населяющих его народах. На протяжении нескольких последних десятилетий во многих авторитетных университетах и исследовательских центрах предпринимаются усилия по разработке программ в области «всемирной истории» или «истории человечества», применяя многополюсный подход. Расширение работы в области междисциплинарного обучения всемирной истории в колледжах и школах способствует углублению знаний и уважения разнообразия и взаимозависимости мировых культур и воспитанию чувства общности человеческого опыта.

6.7 Обучение грамотному восприятию СМИ: Постоянный контакт населения со СМИ ставит проблему образовательного порядка, которая в век электронных и цифровых технологий становится все острее. Оценка источников информации требует навыков и критического мышления и является задачей образования, важность которой часто недооценивается. Навыкам отделять факт от мнения, оценивать текст и изображение с точки зрения достоверности, логично составлять и анализировать тексты можно научить. Однако важность обучения грамотному восприятию СМИ не получила широкого признания как направления гражданского образования и обучения по вопросам мира, и поэтому таких учебных программ как части современного базового образования разрабатывается мало.

6.8 Образование и религия: Право выбора вероисповедания и выполнения религиозных обычаев без принуждения закреплено в статье 18 Всеобщей декларации прав человека и в рамках большинства религиозных традиций. Системы образования, в т.ч. духовные учебные заведения, должны прививать студентам понимание и уважение различных верований, религиозных обычаев и культур, существующих в мире. Не только гражданам и религиозным лидерам, но и всему обществу необходимо базовое понимание религиозных традиций, отличных от собственных, и центрального учения о сострадании, общего для всех религий.

6.9 Образование и развитие: До сих пор большое число молодых мужчин и женщин, особенно в развивающихся государствах, не имеют доступа к образованию.9 В странах, где нищета вынуждает родителей делать выбор в отношении обучения детей, девочки среди тех, кого первыми лишают школы. Необходимо и далее наращивать усилия по расширению доступа к образованию начального, среднего и высшего звена с учетом Целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, используя новаторское дистанционное обучение, а также традиционные средства расширения возможностей обучения.

6.10 Новые технологии и доступ к Интернету: Слабое распространение компьютеров и недостаточный доступ к Интернету в развивающихся странах – что именуется «цифровым разрывом» -- усиливают неравенство и препятствуют познанию культур. Без широко доступного доступа к Интернету, особенно в системе школьного образования, население этих регионов не сможет в полной мере пользоваться этим становящимся основным средством доступа к информации и межкультурного взаимодействия в мире. Расширение доступа к Интернету в развивающихся странах необходимо, если мы хотим, чтобы молодежь этих регионов получила доступ к более широкому спектру информации и средству общения с людьми иного национального, этнического и религиозного опыта. Эти усилия необходимо сочетать с поддержкой – или с созданием – инструментария и пространств для электронной почты, которые содействуют межкультурному диалогу и пониманию.

Молодежь

6.15 Культурное отчуждение: В культурном отчуждении молодых людей играют роль различные факторы, включая отсутствие образцов для подражания и органиченные возможности обсуждения проблем, волнующих молодых людей, в их культурной и религиозной среде. В сфере культуры наблюдается большой дисбаланс междупродуктами, представляющими западную молодежь, и продуктами, предназначающимися, главным образом, для незападных аудиторий. Это не только сказывается на возможностях содержательного культурного диалога, но и пагубно влияет на то, как молодые люди смотрят на себя и свою собственную культуру.

Миграция

6.22 Поддержка расширенного диалога с участием всех сторон: Для разработки взаимосвязанных стратегий интеграции необходим постоянный диалог между представителями правительства и иммигрантских сообществ, представителями гражданского общества, религиозными организациями и работодателями на местном, региональном, национальном и международном уровнях. Хотя неформальный и специализированный формат и является полезным, эффективность таких подходов в деле содействия большей интеграции могут обеспечить институциональные структуры, поддерживающие диалог на постоянной, непрерывной основе. Такие усилия помогают достичь равновесия между потребностями интеграции и необходимостью поддержания чьей-либо культурной и религиозной самобытности.

Средства массовой информации

6.27 Интернет и цифровая революция: Отмеченным тенденциям как на Западе, так и в мусульманском мире, сопутствует появление «новых СМИ». Интернет, создание и распространение цифровой продукции СМИ открыли перед потребителями СМИ возможность стать продюсерами и дистрибьюторами СМИ и дали им в руки средство для колосального расширения общения людей. Хотя Интернет можно использовать и в разрушительных целях, он также имеет широкий спектр позитивных применений: его открытость делает его идеальной сетью для социального взаимодействия и уникальным форумом для обмена идеями и информацией. В этом отношении Интернет является эффективным механизмом преодоления культурного и религиозного разрыва, связывая активных представителей, способных развивать диалог и углублять взаимопонимание.

Источник:  Официальный сайт United Nations Alliances of Civilizations