Цивилизационные типы: к проблеме выделения и классификации
Проблема определения цивилизационных типов и методологической иерархизации цивилизаций, выделение основания классификации порождает содержательные методологические дискуссии. Если вопрос об общем знаменателе подходов более менее понятен – цивилизационная парадигма, то вопрос о выработке единой классификации цивилизаций неоднозначен и открыт.
Например, Пархоменко И.Т. и Радугин А.А. (Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001) предлагают следующие варианты: « Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:
- общие фундаментальные черты духовной жизни;
- общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития;
- взаимопереплетение культур;
- наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.
На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:
- природные сообщества (непрогрессивные формы существования);
- восточный тип цивилизации;
- западный тип цивилизации;
- современный тип цивилизации»
Авторы раскрывают каждый из предложенных типов
«…Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.
Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру.
Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование)
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
- Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
- Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
- В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
- Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
- Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
- Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
- Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
- динамизм, ориентация на новизну;
- утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
- индивидуализм, установка на автономию личности;
- рациональность;
- идеалы свободы, равенства, терпимости;
- уважение к частной собственности;
- предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.
Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.
Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.
Характерные черты:
- быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;
- как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом измениршие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;
- ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.
Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли относительно позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ…….»
C точки зрения авторов Новой философской энциклопедии, следует говорить о типах цивилизационного развития, прежде всего с точки зрения техногенности и человеческого измерения, выделяя техногенный и традиционалистский типы: «типы цивилизационного развития - характерные для ряда самобытных цивилизаций общие черты их исторической эволюции, общие для них признаки воспроизводства и развития социальной жизни. Можно выделить два типа развития, характеризующих многообразие цивилизаций, пришедших на смену первобытному состоянию и архаическим общностям: традиционалистский и техногенный. Каждый из них представлен множеством конкретных обществ (цивилизаций).
Из описанных А. Тойнби 21 цивилизации большинство принадлежало к традиционалистскому типу (Древний Египет и Вавилон, Древняя Индия и Китай, античная цивилизация, средневековые общества Запада и Востока и т. п.). Этот тип развития предшествовал техногенному, который возник в европейском регионе примерно в 14—16 вв. По региону возникновения техногенные общества часто именуют «Западом», противопоставляя их традиционалистскому «Востоку». Но в современную эпоху техногенный тип цивилизационного развития реализуется во всех регионах планеты. Современные Япония, Китай, Южная Корея принадлежат к техногенной цивилизации, как и США, страны Западной и Восточной Европы, Россия и др. Термин «техногенная цивилизация» выражает сущностную характеристику этих обществ, поскольку в их развитии решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий, причем не только производственных технологий, обеспечивающих экономический рост, но и технологий социального управления и социальных коммуникаций…»
Обращаясь проблеме становления техногенной цивилизации, отмечается что ей « предшествовали две важных мутации традиционных культур. Это — культура анточного полиса и культура европейского христианского средневековья. Синтез их достижений в эпоху Ренессанса и дальнейшее развитие новых мировоззренческих идей в эпоху Реформации и Просвещения сформировали ядро системы ценностей, на которых основана техногенная цивилизации. Фундаментальным процессом ее развития стал технико-технологический прогресс. На протяжении жизни одного поколения он радикально меняет предметную среду, в которой живет человек, изменяя вместе с тем и тип социальных коммуникаций, отношений людей, социальные институты. Динамизм техногенной цивилизации контрастирует с консервативностью традиционных обществ, где виды деятельности, их средства и цели меняются очень медленно, иногда воспроизводясь на протяжении веков….»
Особо акцентируется проблема ценностей и жизненных смыслов понимание человека и его места в мире которая характерна для техногенного развития, определяя их как геном техногенной цивилизации, «…Прежде всего это представление о человеке как деятельностном существе, которое противостоит природе и предназначение которого состоит в преобразовании природы и подчинении ее своей власти. С этим пониманием человека органично связано понимание деятельности как процесса, направленного на преобразование объектов и их подчинение человеку. Ценность преобразующей, креативной деятельности присуща только техногенной цивилизации, ее не было в традиционных культурах. Этим культурам было присуще иное понимание, выраженное в знаменитом принципе древнекитайской культуры «у-вэй», который провозглашал идеал минимального действия, основанного на чувстве резонанса ритмов мира. Традиционные культуры никогда не ставили целью преобразование мира, обеспечение власти человека над природой. В техногенных же культурах такое понимание доминирует, распространяясь не только на природные, но и на социальные объекты, которые становятся предметами социальных техно-логий.
В системе базисных ценностей техногенной цивилизации долгое время господствовало понимание природы как неорганического мира, который представляет особое закономерно упорядоченное поле объектов, выступающих материалами и ресурсами для человеческой деятельности. Полагалось, что эти ресурсы безграничны и человек имеет возможности черпать их из природы в расширяющихся масштабах. Противоположностью этим установкам было традиционалистское понимание природы как живого организма, малой частичкой которого является человек.
Для техногенной культуры характерна приоритетная ценность активной, суверенной личности. Если в традиционных куль-турах личность определена прежде всего через ее включенность в строго определенные (и часто от рождения заданные) семейно-клановые, кастовые и сословные отношения, то в техногенной цивилизации утверждается в качестве ценностного приоритета идеал свободной индивидуальности, автономной личности, которая может включаться в различные социальные общности, обладая равными правами с другими. С этим пониманием связаны приоритеты индивидуальных свобод и прав человека, которых не знали традиционные культуры.
В системе доминирующих жизненных смыслов техногенной цивилизации особое место занимает ценность инноваций и прогресса, чего тоже нет в традиционных обществах, где инновации всегда ограничивались традицией и маскировались под традицию. Ценность инноваций и прогресса в свою очередь предполагает новые смыслы категории развития и времени как фундаментальных универсалий культуры. В традиционных культурах доминантной ценностью было представление о циклическом развитии и о циклическом времени, где прошлое имеет приоритет перед будущим (считалось, что герои и мудрецы прошлого оставили заповеди, учения, образцы поступков, которые определяют традицию и на которых следует учиться). В культуре же техногенных обществ время понимается как направленное от прошлого к будущему, развитие ассоциируется с прогрессом и ценность прошлого уступает место ценности будущего («золотой век» не в прошлом, он в будущем).
Успех преобразующей деятельности, приводящей к позитивным для человека результатам и социальному прогрессу, рассматривается в техногенной культуре как обусловленный знанием законов изменения объектов. Такое понимание органично увязывается с приоритетной ценностью науки, которая дает знание об этих законах. Научная рациональность в этом типе культуры выступает доминантой в системе человеческого знания, оказывает активное воздействие на все другие его формы.
Наконец, среди ценностных приоритетов техногенной культуры можно выделить особое понимание власти и силы. Власть здесь рассматривается не только как власть человека над человеком (это есть и в традиционных обществах), но прежде всего как власть над объектами. Причем объектами, на которые направлены силовые воздействия с целью господствовать над ними, выступают не только природные, но и социальные объекты. Они тоже становятся объектами технологического манипулирования.
Из этой системы ценностей вырастают многие другие особенности техногенной культуры. Указанные ценности выступают своеобразным геномом техногенной цивилизации, ее культурно-генетическим кодом, в соответствии с которым она воспроизводится и развивается……»
Взаимодействие техногенного и традиционалистского цивилизационных типов представляется одной из наиболее важных проблем. «…Техногенные общества сразу после своего возникновения начинают воздействовать на традиционные цивилизации, заставляя их видоизменяться. Иногда эти изменения становятся результатом военного захвата, колонизации, но чаще — итогом процессов догоняющей модернизации, которые вынуждены осуществлять традиционные общества под давлением техногенной цивилизации. Так, напр., реформировалась Япония, встав после реформ Мэйди на путь техногенного развития. Таков был и путь России, которая испытала несколько эпох модернизации, основанных на трансплантациях западного опыта.
Техногенный тип развития в значительно большей степени, чем традиционалистский, унифицирует общественную жизнь. Наука, образование, технологический прогресс и расширяющийся рынок порождают новый образ мышления и жизни, преобразуя традиционные культуры. Процесс глобализации выступает результатом экспансии техногенной цивилизации, которая внедряется в различные регионы мира. Техногенная цивилизация дала человечеству множество достижений. Научно-технологический прогресс и экономический рост привели к новому качеству жизни, обеспечили возрастающий уровень потребления, улучшение медицинского обслуживания, увеличили среднюю продолжительность жизни. Вместе с тем именно техногенная цивилизация породила во 2-й пол. 20 в. глобальные кризисы (экологический, антропологический и др.), дальнейшее обострение которых может привести к самоуничтожению человечества….»
Кризис, порождаемый техногенным цивилизационным типом, требует диверсифицированного поиска возможных сценариев развития будущего. «…Выход из этих кризисов потребует радикального изменения ряда базисных ценностей техногенной цивилизации, прежде всего касающихся отношения человека к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование объектов. Трансформация же базисных ценностей соответствует изменению фундаментальных стратегий цивилизационного развития. В этой связи можно говорить о новом, третьем (по отношению к традиционалистскому и техногенному) типе цивилизационного развития. Предпосылки формирования новых ценностей складываются во многих областях современного культурного процесса — в философии, искусстве, религиозных поисках, в формирующихся новых стратегиях научно-технического развития (экологическая этика, этика ненасилия, стратегии ненасильственного регулирования сложных, человекоразмерных систем в технике, поиски новых типов философского дискурса, снимающих жесткую оппозицию субъекта и объекта и т. д.). В поиске новых путей цивилизационного развития обнаруживается ценность многих мировоззренческих идей и практик традиционных восточных культур, в которых стратегии ненасильственного действия и отношение к природе как к живому организму служили способом регуляции и оптимизации человеческой жизнедеятельности. Отторгавшиеся ранее техногенной цивилизацией, они приобретают новое звучание на современном этапе, согласуясь с представлениями науки о биосфере как целостном живом организме и со стратегиями деятельности, осваивающей сложные, исторически развивающиеся, человекоразмерные системы.
Постиндустриальное общество можно рассматривать как переходный этап к новому типу цивилизационного развития, учитывая, что оно призвано создать условия для разрешения экологической и др. глобальных проблем, что в нем основную роль начинают играть информационные, творческие возможности человека, что оно характеризуется как общество перехода к доминированию нематериалистических ценностей (сдвиг от экспоненциально растущего вещно-энергетического потребления к информационному). Переход к новому типу цивилизационного развития — один из возможных сценариев будущего. Могут возникнуть и катастрофические для человечества сценарии развития, связанные со стремлением максимально пролонгировать техногенный тип развития»
Некоторые возможные типологии представлены А.Шарановым (Зарождение цивилизации// Historie.ru) «За последние два столетия свет увидела не одна типология цивилизаций, пытающаяся охватить главные их особенности. Деление на виды зависит во многом от того, какой смысл вкладывается в само понятие «цивилизация», а также от ее признаков. Так, например, по географическому принципу выделяют речные, морские и горные цивилизации. Это соответственно Египетская, Финикийская, некоторые цивилизации Доколумбовой Америки. Иногда выделяют и континентальные цивилизации, в первую очередь, Евразийскую, существует деление на оседлые и кочевые цивилизации, а также многие другие типологии. Ниже представлены лишь некоторые, наиболее популярные и распространенные.
По хронологии и типу возникновения выделяют такие виды цивилизаций, как:
- Первичные, то есть появившиеся непосредственно из первобытности. В свою очередь делятся на 2 вида:
- Материнские или исходные – возникли спонтанно. Это первые древние цивилизации: Древнеегипетская, Месопотамская, Китайская, Индийская, Мезоамериканская, Андская;
- Дочерние цивилизации – своего рода производные от материнских, возникшие под воздействием соседних цивилизаций. Это Сирийская, Минойская, Микенская, Японская и другие.
- Вторичные – возникли как результат качественных изменений в уже существующих цивилизациях. Это, например, такие великие цивилизации, как Греко-Римская и Персидская.
Стоит отметить, что появление и развитие цивилизации всегда оказывало серьезное воздействие на соседние территории и общества, находящиеся на более низких ступенях социально-общественного развития. Недаром этот процесс сравнивают с кругами на воде, расходящимися от брошенного камня и нарушающими спокойствие водоема. В этом аспекте уместно выделить следующие виды цивилизаций:
- глобальная цивилизация — часть (или все) человечество, достигшая уровня цивилизационного развития и проходящая определенные ступени, фазы жизненного цикла;
- локальные цивилизации, различающиеся по системам ценностей, условиям обитания и деятельности, историческому опыту. Например, Заподноевропейская, арабо-мусульманская, буддийская, латиноамериканская цивилизации;
- мировые цивилизации как крупные этапы развития человечества как единой мегасистемы, например, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации.
Широкую популярность приобрела типология цивилизаций по уровню развития техники, производительных сил и типа взаимоотношения с природой. Это уже упомянутые:
Доиндустриальная (традиционная) цивилизация, которую иногда называют аграрной. Основой является натуральное хозяйство, ручной труд, экстенсивный путь развития и важная роль традиций, религии и четкая иерархия общества. К таковым относятся все древние цивилизации мира, в том числе Месопотамская и Египетская;
Индустриальная цивилизация предполагает развитие научного знания, меньшую роль религии, демократизацию политических и социальных институтов, а также рост городского населения, интенсивный путь развития и машинный труд.
Постиндустриальная (информационная, технотронная) цивилизация подразумевает переход от тяжелого ручного и машинного труда к развитию информационных технологий, научного знания, сферы услуг. Современные высокоразвитые цивилизации, прежде всего, Западноевропейскую и Североамериканскую, принято относить к постиндустриальным.
Несмотря на обилие и разнообразие классификаций, существуют цивилизации, которые трудно отнести к какому-либо типу. Связано это с их самобытностью и неповторимостью, а также малой изученностью. Что же касается большинства локальных цивилизаций, многие из них подпадают под различные типологии. Связано это с тем, что ни одна классификация не может быть всеобъемлющей, универсальной и абсолютной. Однако ученые не бросают попыток такую классификацию создать».
Представленные точки зрения демонстрируют вариативность выделения и интерпретации цивилизационных типов и демонстрируют широту и полиаспектность цивилизационного подхода.