Становление цивилизаций

История становления цивилиза цииявляется предметом изучения различных областей знания -  истории, антрополгии, философии, политологии, религиоведения и многих других.  Основной проблемой является вопрос о потупательном развитии и этапах становления. Интересным представляется точка зрения Андрея Шаранова, согласно которой  «возникновение древних цивилизаций – это сложный и длительный процесс, хронологические рамки которого можно обозначит лишь условно. Считается, что древнейшей цивилизаций на земле были города-государства Месопотамии, возникшие около 5 тысяч лет назад в долине рек Тигр и Евфрат. Примерно в это же время возникла цивилизация Древнего Египта. На рубеже III-II до н.э. зародилась Индийская, а во II до н.э. – Китайская цивилизации. В то же время на Балканах вырастала Крито-микенская цивилизация, предшествовавшая древнегреческим государствам. Развитие цивилизаций в Мезоамерике началось на рубеже нашей эры.

Все первые цивилизации появились в долинах крупных рек, расположенных в зонах благоприятного тропического или субтропического климата: Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Янцзы. Их часто называют речными цивилизациями, а причины возникновения связывают с необходимостью строительства масштабных ирригационных систем. Это требовало особой организации общества, позволило выделиться лидерам и управленцам.

По тому же типу происходило зарождение и развитие цивилизаций приморского типа: они также нуждались в хорошей организации, а развитие навигации способствовало развитию отношений с другими народами и племенами».

Шаранов А. отмечает трудности становления цивилизаций и анализирует работы классиков цивилизационной теории, в которых предлагается логика и причины возникновения цивилизаций

«…в борьбе с природой и ландшафтом, происходило становление древних цивилизаций: человек пытался возвыситься над природой, обуздать ее и подчинить своей воле. Однако история знает немало случаев, когда борьба стихии и человеческой воли заканчивалась не в пользу последней. Гибель некоторых цивилизаций, в том числе легендарных, яркий тому пример. Это и мифическая Атлантида, и Крито-Микенская цивилизация, пострадавшая от извержения вулкана. Человеческие сообщества, устоявшие под натиском стихии, внешних врагов и прочих влияний, смогли сделать важнейший шаг в истории: шаг от варварства к цивилизации.

Ответ и реакцию на такие влияния извне основной причиной зарождения цивилизаций называл известный британский культуролог Арнольд Тойнби – один из разработчиков цивилизационной теории. Именно он первым составил перечень наиболее крупных цивилизаций мира.

Оригинальный взгляд на возникновение цивилизации содержится в работах Л.Н. Гумилева, который ввелтермин пассионарность. Это избыток некоей социальной энергии, побуждающей к деятельности, движению и развитию. Движение этой энергии, по мнению Гумилева, служил причиной развития этносов и цивилизаций. Несмотря на жесткую критику теории научным сообществом, она до сих пор находит немало сторонников…

Эпоха цивилизаций, начавшаяся тысячи лет назад, знает немало примеров гибели огромных империй и процветающих культур. Но в чем же заключаются причины трагедий, навеки вписанных в скрижали истории?

Причины гибели цивилизаций:

  • Природные катаклизмы. Так, например, по одной из версий гибель цивилизации майя объясняют длительной засухой, породившей голод и эпидемии. Не исключено, что землетрясения и климатическими изменениями была вызвана гибель цивилизации ольмеков в Центральной Америке. Гибель еще одной доколумбовой цивилизации Мочика или Моче также объясняется резкими изменениями климата, приведшими к экологической катастрофе.
  • Смертельные эпидемии. Не исключено, что неизвестная эпидемия стала причиной гибели таинственной африканской цивилизации Нок.
  • Завоевания другими цивилизациями и ассимиляции, как это было с Древним Египтом и этрусками. Завоеванием инков закончилась история цивилизации Чиму, существовавшей в доколумбовой Америке более двухсот лет.
  • Внутренние проблемы: политическая борьба, усобицы, гражданские войны, перенаселение и т.д. Так, например, угасла цивилизация Уари, существовавшая в Центральных Андах полторы тысячи лет назад.

Необходимо сделать оговорку, что последние два фактора нередко были связаны между собой: кризис цивилизации приводил к ее ослаблению и активизации внешних врагов, которые могли воспользоваться ситуацией. Такова была судьба и эгейской цивилизации, внутренний кризис которой не позволил сопротивляться вторжению дорийцев и «народов моря», а также десятков других империй и культур.

Стоит также отметить, что гибель одной цивилизации часто становилась началом становления новой. Кроме того, гибель цивилизации далеко не всегда означала гибель народа. Так, например, закат Харрапской империи – части древней Индской цивилизации, стал причиной миграции населения на соседние территории. Подобных примеров история знает немало. Нередко историю таких народов можно проследить и до наших дней, пример том современное население Мексики, которое достоверно можно назвать потомками ацтеков.

В ряде случаев объяснить гибель цивилизации невозможно из-за полного отсутствия источников и свидетельств. Такие потерянные цивилизации неизменно вызывают жгучий интерес исследователей и любителей истории. К сожалению, они нередко становятся темой псевдонаучных спекуляций, которым не стоит доверять.

Как бы то ни было, даже после своего заката и исчезновения с карты земного шара, многие погибшие цивилизации мира оставляют след в истории и бесценный вклад в общечеловеческую культуру, а их изучение будет продолжаться еще многие десятилетия….».

Автором анализируется стадиальось в развитии цивилизаций, что является еще одной стороной цивилизационного подхода

«….Несмотря на все различия между цивилизациями, когда-либо существовавшими в мире, все они так или иначе прошли через определенные этапы в своем развитии. Ученые выделяют следующие ступени цивилизации:

  • Зарождение цивилизации. Не всегда можно дать четкий ответ на вопрос о том, как и почему из варварства и дикости рождается цивилизованное общество. По-мнению некоторых ученых, это результат реакции на вызовы среды обитания или же результат влияния другой цивилизации;
  • Становление или развитие цивилизации предполагает укрепление и распространение влияния. На этом этапе нередко ведутся завоевательные войны, совершенствуется система управления и структура общества, развивается культура и экономика, создается нечто новое, в частности, идеологии или религиозные культы;
  • Зрелость или расцвет цивилизации – этот этап является переломным, поскольку от бурного качественного развития цивилизация переходит к охране завоеванных позиций, а, следовательно, к застою. При этом общество не осознает, что движение вперед приостановлено, нередко этот этап воспринимается как наивысшая точка развития, однако, со временем все это приводит к кризисным явлениям, внутренним смутам и внешним столкновениям;
  • Угасание: кризис цивилизации, упадок и гибель. На этом этапе социальные, политические и прочие конфликты в обществе обостряются до крайности, ослабевают институты власти. В результате неизбежной становиться гибель цивилизации, при этом причины могут быть, как внутренние, так и внешние. Так, например, конец Древнеегипетской цивилизации положило нашествие гиксосов, а цивилизации Мезоамерики пали под ударами конкистадоро.

Однако не всегда гибель цивилизации означает гибель народа и его культуры. Нередко распад одной цивилизации является началом развития следующей, как это было с Греческой цивилизацией, ставшей основой для становления Римской, а та, в свою очередь, стала прародительницей Европейской цивилизации. Таким образом, жизненный цикл цивилизаций постоянно повторяется и воспроизводится, что дает основания говорить о поступательном развитии человеческого общества и необратимости прогресса….».

Источник:  Обзор Мчедловой М.М. по материалам Шаранова А. с электронного ресурса «История цивилизаций»