Понятие «Цивилизация»: эволюция идеи и концепта

Цивилизация - предельно широкая, устойчивая социо-культурная общность, существующая в определенных пространственно-временых координатах. Цивилизация - образование “более широкое, чем отдельная нация, но менее широкое, чем все человечество” (А. Тойнби). Понятие Цивилизация - многозначно, в мировом обществознании имеются сотни определений цивилизации, но все они в конечном счете отталкиваются от того объективного факта, что эти общности обладают устойчивыми социальными, материальными и духовными ценностями. Одновременно цивилизация является предельным уровнем социокультурной самоидентификации. Становлению, формированию конкретной формы цивилизации соответствует определенный этап, на котором продуцируются некоторые ценности, отличные от произведенных другими социально-культурными общностями, и поэтому представляющие ее вклад в развитие всего человечества, становящимся трансисторическим наследием (например характеризуя цивилизацию шумеров прежде всего отмечают изобретение и применение письма, плуга, колеса и т. д., российскую Цивилизация - достижения в области литературы и т.д.).

Впервые понятие Цивилизация было введено в научный оборот маркизом де Мирабо во Франции в ХVIII веке в трактате “Друг законов”. По его определению “Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития”. До этого времени существовали прилагательные civil (цивильный), civilise (цивилизованный), близкие по смыслу poli (вежливый), police (утонченный), а также существительное civilite (цивилизованность), употреблявшееся в одном ряду и в одном смысле с существительным politesse (утонченность, вежливость, соблюдение нравов). В ХVII в. появился глагол “civiliser”, выражающий приобщение к правилам благопристойности, смягчение нравов. Этимологически они связаны с латинскими словами “civis”, “civitas”, “civilis” - гражданин, гражданственность, гражданский, наследниками греческого “полиса”. Cама идея цивилизации, возникшая во времена Античности, была связана с наличием социальной упорядоченности прежде всего в городе и государстве. Она предполагала противопоставление существующего в городе несравнимо более высокого общественного порядка, с одной стороны - природе, с другой - варварству как символу отрицательной социальной организации. Т.о, цивилизация характеризуется наличием специфической формы общественной упорядоченности, как правило манифестирующейся в государственной. (Знаменательно, что первые известные цивилизации - шумерская, вавилонская, греческая и др. - имели полисную организацию социальной структуры). Таким образом, идея цивилизации связывалась с городской организацией жизни, постепенно становящейся все более и более легитимной, не только посредством традиций и нравов, но и через юридические и политические законы, что свидетельствует о возникновении позитивного социального дифференцирования. С течением времени Цивилизация перестает быть характеристикой города и распространяется на более обширные пространства, более длительные временные промежутки и более широкие социальные общности ,не теряя основного значения антитезы варварства, социальной упорядоченности, определенной системы ценностей.

В Средние Века и эпоху Возрождения содержание понятий civil, civilite, civilise приобретает значения вежливости, куртуазности, соблюдения правил благопристойности и хорошего тона среди элитарных слоев общества. Иногда они обозначали особенно узкое понятие цивильности - вежливого и учтивого обращения с дамами. В век Просвещения цивилизация стала обозначать Абсолютную рациональную ценность для всех времен и народов, определенный идеал, тот единственный способ существования, тождественный социальной организации и ценностной структуре государств Западной Европы XVIII века, к которому с необходимостью должны присоединиться все народы и общества познанной Земли, посредством распространения на них европейской модели. В классическом нормативном понимании Цивилизация есть определенная стадия эволюции, в которую вовлечены все социальные и этнические образования, чьим воплощением  является Западная Европа, выполняющая прозелитскую миссию - распространение цивилизации в виде преимуществ христианской религии, определенных моральных и нравственных ценностей и в светском варианте - в виде социальных институтов, норм права, справедливости, достижений медицины, науки и т.д. Таким образом, можно сказать, , что в данном понимании “Европа смешала свою цивилизацию, приняв ее за меру, с цивилизацией вообще” (М.Мосс).

Однако парадигмы гуманитарного знания, интерпретации различных социальных феноменов, кроме собственных глубинных причин приращения знания, зависят и от общественно-исторической практики и прежде всего от ее поворотных моментов. Поэтому великие потрясения в Европе конца XVIII - начала XIX вв., преломившись в общественном сознании, явились причиной потери понятием “Цивилизация” своего единственного первоначального значения Абсолютной .По словам Л.Февра, “ Революция и Империя показали ... что Цивилизация может умереть”.В результате Цивилизация потеряла предикат абсолютности, статичную сущность идеального состояния, а стала обозначать исторический феномен. Таким образом наряду с устойчивым нормативным пониманием Цивилизация, возникло ее противоположное, историческое понимание, что, в частности, выразилось в употреблении данного понятия во множественном числе. Т.е. было признано существование не цивилизации, но цивилизаций. Изменилась методология исследования и интерпретация сущности конкретных цивилизаций  Возникло множество различных определений: цивилизация - “совокупность характерных черт, принадлежащих некоторому обществу, сгруппированному на некоторой территории в некоторый момент истории” (Э.Литтрэ), “совокупность социальных феноменов, которые не являются связанными с определенным социальным организмом; они простираются на пространства, которые выходят за национальные территориальные границы и которые развиваются в течение определенного периода времени охватывающего историю нескольких обществ. Они живут сверхнациональной жизнью” (Э.Дюркгейм), “совокупность материальных, интеллектуальных, моральных, политических и социальных способов бытия и деятельности определенной человеческой группы” (этнографическая концепция), “совокупность, всеобщность ценностей, культурных черт, феноменов” (Ф. Бродель) .

Подобная интерпретация, преодолев классический нормативный характер, вышла за государственные, национально - этнические, конфессиональные рамки, и под цивилизацией стала пониматься определенная целостность, совокупность определенных всеобщих феноменов, ценностей - материальных, духовных, политических, моральных, эстетических и др. Цивилизация является реальностью “коллективного порядка”, “типом гиперсоциальной социальной системы”, надэтническим, надгосударственным и проч. образованием, связанным с универсальными культурными чертами; она больше не телеологическое состояние, но определенное наследие, совокупность устойчивых характеристик и ценностей, передающихся через специфическую традицию, обеспечивающую ее целостность. Атрибутами цивилизации признаются ее длительность, протяженность во времени, наличие определенного пространственного положения и устойчивость по сравнению с остальными социальными и историческими образованиями. В подобном контексте цивилизациями признаются такие социокультурные общности, которые в русле нормативной концепции были далеко не цивилизованы.

Следует особо отметить, что деление цивилизационнного процесса на различные конкретные типы также связано с методологическим признанием дискретности исторического процесса. Н. Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби,  утверждая прерывность историо- и социогенеза, признавали единую для всех цивилизаций последовательную схему их бытия “ рост - развитие - смерть” . Жизнь каждой цивилизации, гораздо длиннее, чем жизнь любого другого политического или культурного образования, а ее созидательные способности зависят от творческого потенциала и его развертывания; при его исчерпании, когда перестают продуцироваться культурные феномены, специфические ценности, а это происходит с необходимостью, Цивилизация вступает в деструктивную фазу и погибает

Двумя основополагающими вопросами, связанными с гносеологической и эвристической нагруженностью понятия цивилизации являются ее связь с культурой, а также проблема существования и соотношения мировой и локальных цивилизаций Цивилизация связывается прежде всего с  этапами развития культуры (использование письменности, разделение умственного и физического труда, появление городов, государств и т.д.). Культура является тем фундаментом, из которого выросла и на котором основывается Цивилизация, развиваясь уже в соответствие с собственными законами. Практически во всех существующих концепциях цивилизация непосредственно определяется либо через культуру, либо через ее отдельные черты. Цивилизация -это культурная общность, культурная целостность, связанная с наиболее устойчивыми, фундаментальными культурными характеристикам, позволяющими работать определенным цивилизационным механизмам. Ф. Бродель полагал, что цивилизация есть прежде всего культурная зона, “жилище”, внутри которого существуют различные подсектора культурных черт, начиная от языка, религии, искусства, политики, заканчивая специфическими чертами образа жизни и психологическими реакциями. А.Тойнби  утверждал, что формообразующим цивилизационным фактором является не этническая составляющая, не политическая реальность, а именно культурный феномен - религия. С. Хантитингон отмечает, что цивилизация - это широчайшие культурные общности, в которых язык, антропологические особенности, религия, образ жизни, социальные институты являются теми объективными моментами, которые определяют цивилизацию. Следует отметить также различия в национальных научных традициях исследований цивилизация и культуры . Так, для передачи смысла немецкого слова“kultur”(культура) во Франции и Англии пользуются понятием “civilisation” (Цивилизация). Немецкая парадигма изучения двух этих понятий несколько отличается от устоявшейся общепринятой, поскольку в ней существует жесткий водораздел между культурой и цивилизаций: цивилизация - это сфера материальных, экономических, технологических, организационных характеристик, тогда как за культурой остается иная сфера - нравственности, морали, искусства, духовных ценностей

Вопрос о существовании и соотношении мировой и локальных цивилизаций имеет ряд методологических трудностей, связанных с многозначностью самого термина, обозначающего целую иерархию социально-культурных общностей, обладающих необходимыми признаками . Во-первых, это могут быть по существу этносоциальные организмы (например, цивилизация майя, вавилонская, шумерская и т. д.) , т. е. сравнительно однородные в этническом отношении общности. Во-вторых, понятием цивилизация могут обозначаться и социально-культурные общности более широкого масштаба, в силу своих сущностных характеристик принадлежащих к одному и тому же культурному ареалу (цивилизация эллинская, европейская, латиноамериканская, российская и т.д.). В-третьих, нередко цивилизация обозначает исторически однотипные социально-культурные общности в корреляции с формационным подходом (цивилизация рабовладельческая, феодальная и т.д.). Наконец, понятие “цивилизация” может быть использовано для обозначения всех социальных и культурных достижений человечества , здесь речь идет уже о мировой цивилизации.

Цивилизация, будучи исторической, модифицирующейся в зависимости от смены определенных глубинных факторов реальностью, прежде всего и непосредственно связана с социальными прогрессом, фиксируя социальные, материальные и духовные достижения всего человечества, вне зависимости от конкретных региональных, этнических, культурных, политических особенностей. Рассматривая в данном срезе цивилизацию следует отметить механизмы социального наследования и преемственности, обуславливающих сохранение и трансляцию коллективного общественного достояния, единого для всего человечества. Цивилизация вообще, мировая Цивилизация абстрагируется от особенностей реальных социокультурных общностей, существующих в определенных пространственно-временных характеристиках (локальные цивилизации).  Мировая цивилизация является и свершается посредством определенных исторических или “фактических” типов, имеющих определенный набор характеристик, что позволяет определить их как цивилизации: им присущи довольно устойчивые черты, признаки (традиционная культура, язык, среда обитания, общность экономической или духовных сфер и т.д.), обуславливающих особенности проявления в данной общности общечеловеческих достижений. Но во всех случаях любая конкретная форма цивилизации обычно выражает исторически обусловленные, преодолеваемые в ходе развития ценности и явления позитивные для определенного пространства и времени.

В качестве сущностных черт, характеризующих социокультурную общность, определяемую как локальная цивилизация, как исторический тип, следует отметить следующие. Цивилизация - это реальности длительной исторической протяженности, “квазинеподвижная история” (Ф. Бродель), они живут гораздо дольше, чем иные социокультурные общности, развиваются через внутренние собственные законы, через бесчисленные противоречия социальных образований, включенных в них. Устойчивость цивилизаций предполагает наличие определенного культурного ареала, характеризующего не только пространственными границами, часто достаточно размытыми, но и совокупностью характерных  культурных феноменов, материальных и духовных ценностей, определяющих специфику и сущность данной цивилизация: язык, религия, искусство, традиции, обычаи и др. Цивилизация суть “total”, всеобщее, предельная целостность, “они охватывают все, не будучи охваченными другими”(А. Тойнби ). Сущность, глубинная специфика конкретной формы цивилизации проявляется с разной интенсивностью по границам и в центр, ядре культурной зоны. Именно на ее границах чаще всего находятся наиболее характерные черты цивилизации и именно здесь происходят контакты и взаимодействия цивилизаций, выражающиеся либо в отказах, либо в ассимиляции духовных, материальных, социальных ценностей, предлагаемых другими социокультурными общностями.

Цивилизационная устойчивость проявляется и передается не только посредством отмеченных объективных форм, но и определенными глубинными психологическими  механизмами, бессознательными и отрефлектированными, связанными с определенными поведенческими и психическими стереотипами, духовной идентификацией, коллективными представлениями общества. Цивилизация - это самое широкое МЫ, отличающее его от остальных и являющееся для него родным (С. Хантингтон)

С момента своего возникновения, термин “цивилизация” приобретал все большую известность и притягательность, став к настоящему времени едва ли не самым популярным и употребляемым представителями всех гуманитарных наук, идеологами, политиками, журналистами, в обыденной лексике, что привело к его неопределенности. Так возникли концепции “индустриальной цивилизации”, “технологической цивилизации», “городской цивилизации”, “цивилизации досуга”, “цивилизации счастья” и др. , получила распространение теория “духовного кризиса цивилизации”.  Однако постоянно приобретает новые многочисленные грани и оттенки, данное понятие неизменно выражает позитивные качества. Одновременно за данным понятием закрепляется применение для характеристики достижений материальной и экономической культуры, для выражения уровня техники, комфорта, образа жизни, для определения степени развитости образования, воспитания и досуга, позитивных накоплений в духовно-интеллектуальной сфере, в качестве основного признака общественно-политического устройства западных буржуазно- демократических стран и проч. Исходя из этого можно говорить об идеологии цивилизации, связанной с классической нормативной концепцией. Идеологией цивилизации продолжает оправдываться экономическая и политическая экспансия развитых стран в настоящее время, трансляция и насаждение соответствующих ценностей, религиозных и моральных императивов, гражданских и политических институтов (европоцентризм в различных его модификациях, американоцентризм и др.). Существование данных идейных течений подпитывается современными реалиями. Речь идет о возрастающей тенденции к унификации мира, порожденной  новыми технологическими (экономическими, информационными и проч.), культурными (прежде всего связанных с явлениями стандартизации в культуре, глобальными проблемами), политическими (существование мирового политического пространства) основаниями, в ходе реализации которой в известном смысле стираются  особенности различных локальных цивилизаций. Часто, невозможность безболезненной ассимиляции определенных ценностей и достижений,  вследствие их чуждости и насильственного привнесения, порождает политику и различные идеологические течения, стремящиеся оградить свою историческую и цивилизационную специфику (напр. Европоцентризм, африканоцентризм, религозно- фундаменталистские идеологии), возводящих определенный барьер, препятствующий, с одной стороны, унификационным тенденциям, с другой - достижению конструктивного взаимодействия, взаимопонимания

Автор:  Мчедлова М.М.
Источник:  ЦПМИ