Мордва

Самоназвания — мордва, эрзя и мокша. Проживают в Республике Мордовия (283,9 тыс. чел.), в Самарской (86 тыс.), Пензенской (70,7 тыс.), Оренбургской (52,5 тыс.), Ульяновской (50,2 тыс.) областях и на других территориях Российской Федерации. Общая численность в России — 843,4 тыс.

Предков мордвы исследователи связывают с населением, оставившим на территории Средней и Нижней Оки памятники городецкой археологической культуры(VII в. до н.э. — V в. н.э.). До XIII в. мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке. Эрзя заселяли северную часть этого региона, а мокша — южную. В составе эрзян выделяют этнографические группы шокша и терюхане, среди мокшан — каратаи. На рубеже XII–XIII вв. у мордвы впервые появляется протогосударственное образование. По мере продвижения русского населения в мордовские земли часть мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном направлении.

Мордовские эрзянский и мокшанский языки относятся к прибалтийско-волжской группе финно-угорских языков. Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский — три, на основе этих диалектов были созданы мокшанскийи эрзянский литературные языки.

Для значительной части мордвы родным является русский язык.

Почти все верующие — православные. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду. Для дохристианских верований мордвы был характерен политеизм, причем женские божества зачастую играли более важную роль, чем мужские.

Традиционная мужская одежда мордвы практически идентична русской. В состав женской одежды входила рубаха, у эрзи — со сложным набедренным украшением (пулай). На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам). Обильны украшения — сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки — повязки, а также двурогие головные уборы.

У мордвы вплоть до начала XX в. Почти треть составляли большие патриархальные семьи численностью 30–40 чел. До распространения христианства существовало многоженство. Важную роль в жизни мордовского села играла территориальная община, которая на основе обычного права регулировала многие стороны жизни. Долгое время сохранялась родовая организация. Род состоял из патриархальных семей, родом руководил покштян (покш — большой). Каждый род имел свое кладбище и священную рощу, где производились моления.

Ведущую роль в хозяйстве мордвы играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен. Выращивались также огородные культуры. Со второй половины XIX в. стал распространяться картофель.

На втором месте по значимости находилось животноводство — разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играла охота (беличьи шкурки выступали в качестве менового эквивалента), рыболовство, бортничество. Особое значение имело кузнечное дело, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка и др.

Постройки мордвы были срубной конструкции. На юге крыша покрывалась соломой, в северных районах — тесом. Жилище было либо двухраздельным — жилая часть и сени, либо трехраздельным — с горницей. Отапливалось русской печью, в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Вдоль стен набивались широкие лавки.

В традиционной пище преобладали продукты земледелия — кислыйхлеб, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, толстые пшенные блины, пироги с различной начинкой. Грибы, ягоды и иные продукты собирательства также употреблялись в пищу.

Из молочных продуктов особенно распространен творог.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН