Кабардинцы

Самоназвание — адыгэ, численность 520 тыс. человек. Основное население Кабардино-Балкарской Республики. Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях, в Северной Осетии, во многих странах Ближнего Востока.

Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этническую общность адыгов. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита.

Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами. Традиционная женская одежда — длинная туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.

Начиная с XV в. возрастало влияние ислама, который все более вытеснял языческие верования и христианство. Сегодня подавляющее большинство верующих кабардинцев — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба, моздокские кабардинцы — православные христиане. Фольклор кабардинцев представлен песенными, стихотворными и прозаическими произведениями. Один из самых значительных памятников устного народного творчества — нартский эпос — представлен как песенным, так и прозаическим жанром. Игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооруженных палками пеших.

Традиционная пища — вареная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. В Терском районе КБР (так называемая Малая Кабарда) — гусятина и мясо утки. В степных районах — продукты из буйволиного молока. Распространена сушеная и копченая баранина. К мясным блюдам подается паста (круто сваренная пшенная каша). Слабоалкогольный напиток махсыма изготовляется из пшенной муки с солодом.

С XIX в. получает распространение малая семья, но ее жизненный уклад остается патриархальным. Соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью до сих пор имеют сильные отголоски в общественных отношениях. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество. Большое внимание уделяется адыгэ хабзэ — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими элементами материальной культуры, как мужская одежда, приемы седловки, джигитовки и т.п., широко распространились среди соседних народов.

В Кабардино-Балкарии проживает абсолютное большинство кабардинцев — 499 тыс. чел. В Ставропольском крае — 6,6 тыс., в Северной Осетии — 2,9 тыс., в Москве — 1,8 тыс.

Ряд источников содержит упоминания о кабардинцах или восточной группе адыгов как об этносе, появившемся на Кавказе в XIII–XIV вв. В связи с переселением в широкие предгорья Центрального Кавказа и обособлением кабардинцев от родственных им адыгских племен Прикубанья происходит процесс складывания кабардинской народности. Именно в этот период на Востоке и в Западной Европе распространяется и термин черкесы, которым обозначали адыгов, в том числе кабардинцев.

Жилище турлучное, прямоугольной формы, с дву- или четырехскатной соломенной крышей. С XIX в. получают распространение кирпичные и каменные строения, крытые железом или черепицей. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая.

Пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода лошадей). Развиты промыслы и ремесла: мужское — кузнечное, оружейное, ювелирное, женское — сукно-вальное, войлочное, золотошвейное.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН