Эскимосы

Самоназвание — юпигыт (в Сибири), инуит (в Канаде). Слово «эскимос», взятое из языка индейцев-абнаков и означающее «сыроед», постепенно также стало самоназванием эскимосов. Чукчи называют их «анкалын» — поморы. Численность в Российской Федерации 1,8 тыс. чел.

Происхождение и расселение эскимосов до сих пор вызывают споры. Существует гипотеза, что они выходцы с Тихоокеанского побережья Восточной Азии. Один из их путей, согласно данным топонимики, проходил через Камчатку. Формировались как общность в районе Берингова моря до конца II тыс. до н.э. В I тыс. н.э. предки эскимосов — носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии. К середине XX в. Сформировались четыре самостоятельные общности эскимосов: эскимосы Гренландии, эскимосы Канады, эскимосы Аляски, эскимосы азиатские (сибирские).

Большинство эскимосов остаются анимистами. Верят в духов живых существ (анирниит), в злых духов (тугынгакит, туурнгаит), в хозяев животных (Седна — хозяйка морских зверей, Нанук — хозяин медведей, Теккеицерток — хозяин оленей), почитают касатку.

Российские эскимосы говорят на эскимосском (юитском) языке юпикской группы эскимосской ветви эскалеутской языковой семьи. Внутри юита существуют две диалектные подгруппы: навукагмит (науканцы, живущие на территории от пос. Инчоун до пос. Лаврентия) и унгазигмит (чаплинцы, расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в пос. Уэлкаль). Эскимосы пос. Сиреники говорили на языке сиренигмит, составлявшем самостоятельную группу эскимосской ветви. В настоящее время сиренигмит полностью исчез под влиянием чаплинского диалекта.

К XIX в. Родовая и племенная организации практически распались. Существовали байдарные артели, в которые входили семья хозяина байдары и семьи гребцов. Члены одной артели, как правило, жили в одной полуземлянке или в соседних ярангах.

Живут эскимосы смешанно или в близком соседстве с чукчами на о-ве Врангеля и в нескольких населенных пунктах на восточном побережье Чукотки. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

Древнейшее жилище эскимосов и алеутов — валкаран, нын'лю — большая, как правило, на несколько семей, полуземлянка на основе каркаса из костей кита, иногда на основе целого скелета. Эскимосы также жили в иглу. Иглу строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали (а иногда и покрывали стены) шкурами морских зверей. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения использовались плошки жирники. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавлялись, но стены не таяли, так как снег легко выводил избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в иглу могла поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывала изнутри лишнюю влагу, в результате чего в иглу было достаточно сухо. Однако, научившись в XVII в. у чукчей строить яранги (мын'тыг'ак') из оленьих шкур, эскимосы постепенно отказались от своих традиционных жилищ.

В настоящее время можно найти только развалины валкаранов, а иглу строятся только для туристов и экстремальных путешественников.

Главное занятие эскимосов — охота с гарпуном на морского зверя (моржа, тюленя, кита). Они считаются создателями традиционного китобойного промысла. На тюленей охотились на берегу, подстерегали у проруби. На кита ходили в море на каяках и многовесельных байдарах. С XIX в. получила развитие пушная охота на лису и песца. Свои гарпуны они оснащали тончайшей работы костяными стабилизаторами. Из ремесел очень развита резьба по моржовой кости и по китовому усу. Важное значение имела меновая торговля с чукчами, у которых они выменивали оленьи шкуры.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН