Коряки

Единого самоназвания не имеют. Этноним «коряк» связывают с формантами «кор» (олень) и «ак» (находящийся при), т.е. «коряки» значит оленные. Насчитывается 8,7 тыс. чел. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

Предки коряков — племена древнекорякской культуры Охотского побережья, сложившейся на основе традиций неолитических охотников. В начале новой эры древнекорякская культура трансформировалась в специализированную культуру морских зверобоев, в ходе развития которой произошло формирование корякской общности.

Корякский (нымыланский) язык относится к чукотско-камчатской языковой семье и традиционно причисляется к негенетической группе палеоазиатских языков. Известно 11 корякских диалектов — чавчувенский, карагинский, апукинский, алюторский (олюторский), паланский (палланский, лесновский), кахтанинский, рекинниковский, каменский, итканский, пареньский, гижигинский. Иногда к диалектам корякского относят язык кереков. Различаются корякские диалекты в основном на уровне фонетики. Делятся на «якающие» и «такающее-рыкающие» (сравните чавчувенское «йайан», карагинское «раран» — дом; чавчувенское «йайол», карагинское «татол» — лиса). В настоящее время основными диалектами являются чавчувенский, паланский, алюторский, карагинский. Наиболее распространен чавчувенский, на котором говорят коряки-оленеводы. На основе этого диалекта создана литературная норма, письменность на основе русской графики.

По образу жизни и типу хозяйственных занятий коряки подразделяются на две большие группы: кочевых (чавчувены) и оседлых (намыланы). Кочевые коряки традиционно расселялись во внутренних районах Камчатки и на прилегающей к полуострову материковой части, оседлые — на восточном и западном побережьях Камчатки, а также в районе Пенжинской губы и полуострова Тайгонос. Территориальные группы оседлых коряков (алюторцы, апукинцы, карагинцы, паланцы и др.) различаются между собой особенностями хозяйства, культуры и диалектами. Самоназвание кочевых коряков — чав чыв (чав чыв ав), оседлых — нымылг ын (нымылг о).

У кочевых коряков основным хозяйственным занятием было оленеводство. Рыболовство и охота на морского зверя были основными хозяйственными занятиями большинства оседлых коряков и подсобными занятиями оленеводов-чавчувенов.

Часть верующих коряков — православные. Сохраняются традиционные верования в форме шаманизма, промысловых культов и др.

Кочевые коряки жили в ярангах — шатрах, имевших каркасный остов из жердей, покрытый сверху полотнищами из оленьих шкур. В диаметре яранга достигала 10 м, в высоту 4 м. В центре помещался очаг. К стенам с трех сторон подвешивали спальные пологи из оленьих шкур, мехом внутрь. Пол спального полога устилали оленьими шкурами. В корякской яранге обычно жило несколько родственных семей. Стойбища оленных коряков представляли собой временные поселения, состоящие из двух-пяти яранг.

Летние поселения оседлых коряков располагались на местах рыбного промысла и состояли преимущественно из шалашей. Зимние находились в 10–30 км от устьев рек. Традиционное постоянное жилище береговых коряков — полуземлянка, углубленная в землю на 1,5–2 м.

Зимой в жилище входили через дымовое отверстие, служившее одновременно и окном.

Из хозяйственных построек у оседлых коряков был распространен помост на сваях, над которым устанавливали пирамидальный или двускатный шалаш, крытый сухой травой. В древности такие постройки использовались и как летние жилища.

Живут преимущественно на севере Камчатского края (7,3 тыс.) и в Северо-Эвенском районе Магаданской области (0,9 тыс.).

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН