Чукчи
Самоназвания — луораветлан («настоящие люди»); чаучу («имеющие оленей») — население Чукотки и прилегающих территорий северо+востока Сибири. Общая численность — 15,8 тыс. чел. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.
Чукотский язык входит в чукотско-камчатскую семью.
Письменность с 1936 г. — на основе кириллической графики.
Происхождение чукчей до конца не выяснено. Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. лет. В середине II тыс. до н.э. коряки переселились на побережье, чукчи же продолжали жить во внутренних районах в условиях изоляции до начала I тыс. н.э., когда отдельные группы чукчей также переселились на побережье, в районы расселения эскимосов. Чукчи представлены двумя этнографическими группами: оленные расселяются в континентальной части Чукотки и занимаются оленеводством, береговые (сидячие, пешие, приморские)— прибрежные жители, охотники на морского зверя. Помимо оленеводства и охоты чукчи занимались резьбой по кости и моржовому клыку, вышивкой оленьим волосом.
Традиционное жилище оленных чукчей— яранга. Это каркасная постройка с относительно вертикальными стенами и коническим верхом. Основой стен служили несколько стоящих по кругу треног, которые скреплялись горизонтальными шестами. На треноги опирались наклонные шесты, образующие каркас крыши. Ярангу крыли оленьими шкурами. Проблема сохранения тепла решалась при помощи дополнительного мехового полога (в форме перевернутого вверх дном ящика) внутри большого шатра, у задней стенки. Полог нагревался дыханием людей и теплом от жировой лампы, чайника и котлов с пищей. Прибрежные чукчи жили как в ярангах, крытых моржовыми шкурами, так и в капитальных полуземлянках с каркасом из костей кита.
Процесс христианизации чукчей, продолжавшийся с конца XVII в. по начало ХХ в., привел к распространению среди них элементов православия. Церковь активно боролась с шаманами, но терпимо относилась к синкретичным с христианством проявлениям традиционных верований и обрядов. В советский период атеистическая пропаганда была направлена преимущественно против православия, что привело к частичному возрождению традиционных верований, комплекс которых у чукчей общий с коряками и ительменами. Например, демиургом и трикстером выступает ворон, присутствует почитание кита, моржа, белого медведя. Традиционные праздники связаны с хозяйственным циклом: осенний и зимний забой оленей, первый выход в море и т.п. Традиционные музыкальные инструменты чукчей — хомус и бубен.
У прибрежных чукчей к началу контактов с русскими родовая община почти полностью заменилась соседской. Как у алеутов и эскимосов, существовали байдарные общины.
Главой общины был хозяин байдары. В общину входили члены его семьи и семьи гребцов. Семьи, входившие в общину, селились рядом и были связаны обязательствами взаимопомощи. У оленных сохранялись патрилинейные роды, объединенные общими ритуалами и обычаями. С конца XIX в. преобладает малая семья. Встречались случаи переменного брака, товарищества по жене, отработки за невесту и т.п.
Чукчи расселены на территории Чукотского АО (12,6 тыс. чел.). Живут также на севере Камчатского края (1,4 тыс.) и в Нижнеколымском районе Якутии (0,6 тыс.).
У чукчей преобладала мясная пища. У оленных чукчей — оленье мясо, у морских охотников — мясо морских зверей. Рыба значительной роли в рационе не играла. Растительная пища использовалась в качестве добавок к мясу. Чаще всего это был полупереваренный мох, который добывался из оленьих желудков. Ягоды употреблялись в момент сбора, впрок не заготавливались.