Палеоазиатские народы

Языки

В народах, включаемых в число палеоазиатских, предполагают потомков древнейших обитателей азиатской части России. Палеоазиатскими условно называют не связанные генетически языки, бытовавшие на севере и северо-востоке Сибири до широкого распространения там тунгусо-маньчжурских и тюркских языков. Только четыре палеоазиатских народа — чукчи, коряки, кереки и ительмены — составляют общепризнанное языковое единство, семью чукотско-камчатских языков. Большинство ученых сходятся в том, что алеутский и эскимосские языки родственны друг другу (и составляют вместе эскимосско-алеутскую семью), но не имеют общих черт с другими палеоазиатскими языками.

Юкагиров и чуванцев (последних — условно, так как они полностью перешли на русский или чукотский язык) также причисляют к палеоазиатским этносам, однако лингвисты находят в юкагирском языке уральский пласт очень древнего происхождения. Ссылаясь на это, некоторые ученые объединяют юкагирский язык с уральскими в уральско-юкагирскую семью. Это родство, возможно, означает, что предки юкагиров выделились из прауральской общности и пришли на северо-восток Сибири еще в эпоху неолита. В данном издании этнографические описания юкагиров и чуванцев помещены в раздел, посвященный народам уральской семьи. Среди енисейских языков, также включаемых в состав палеоазиатских, живым является только кетский. Совершенно не похож на все вышеперечисленные (и на какие-либо другие) язык нивхов. Единственное, что совершенно точно объединяет все палеоазиатские языки, — их глубокая архаичность.

Антропологическая характеристика

У палеоазиатских народов много общего. Антропологически все они — ярковыраженные монголоиды достаточно древних байкальского и арктического типов. Сумма археологических данных говорит о том, что монголоидами были и обитатели верхнеопалеолитических стоянок в Сибири. Согласно генетическим исследованиям древний человек монголоидного типа появился в Центральной Азии, а Сибирь заселил примерно в то же время, что и Монголию, — в раннем каменном веке.

Формирование этносов

Формирование палеоазиатских культур исследователи относят к позднему каменному веку и раннему веку металла (VI–I тыс. до н.э.). Протоюкагирская общность формировалась вокруг Байкала и в Енисейско-Ленском междуречье, проточукотско-камчатская культура — на Охотско-Камчатском побережье, на Среднем и Нижнем Амуре зарождалась нивхская общность, а протоэскимосско-алеутская общность занимала берега Берингова пролива. О месте появления первых носителей языков енисейской семьи у исследователей сколько-нибудь ясного представления нет. Некоторые ученые предполагают, что в этногенезе протокетов участвовали европеоиды Южной Сибири и древние монголоиды. Дальнейшее существование палеоазиатских народов и культур происходило под неослабевающим влиянием соседей — гуннов, тюрок, тунгусоязычных племен, в новое и новейшее время — русских. Не обходилось и без взаимовлияния древнейших жителей востока Евразии. Так, культурная история эскимосов неразрывно связана с культурной историей приморских чукчей.

Материальная культура

Хозяйственный уклад палеоазиатских народов базируется на оленеводстве, охоте на дикого оленя и лося, рыбалке, охоте на морского зверя и промысле зверя пушного. Отличительная особенность хозяйственного комплекса ительменов — широко развитое собирательство. Традиционное жилище юкагиров — полуземлянка-чандала, позже — конический шалаш из тонких бревен, крытых дерном.

Жилище эскимосов — иглу, круглая в основании постройка из снежных блоков, — по мере сближения их с чукчами практически вышло из употребления, уступив чукотско-корякской яранге — коническому шалашу, крытому оленьими шкурами. Ительмены селились в юртах-землянках в виде небольшого округлого холма. У нивхов и кетов были распространены конические шалаши, землянки и свайные домики.

Социальные отношения

В жизненном укладе палеоазиатских народов, как и в традициях более позднего населения Сибири, долгое время важнейшую роль играли элементы патриархально-родовых отношений, в частности — обычай отдавать девушек своего рода замуж только в один определенный род и себе брать невест тоже из одного единственного рода, но не того, в который отдавали своих.

Религия и духовная культура

Будучи преимущественно охотниками и рыболовами, палеоазиаты верили в духов животных, духов мест, практиковали шаманизм и, как правило, особенно чтили какого-нибудь крупного зверя: нивхи и кеты — медведя, эскимосы — касатку, чукчи — белого медведя, кита и моржа, юкагиры — лося, у коряков совершалось жертвоприношение оленя, у ительменов — танцы по поводу добычи медведя или тюленя. Ительмены и коряки, кроме того, почитали культурного героя Кутха — прародителя племен, иногда выступающего в виде ворона. Шаманство, распространенное у палеоазиатских народов, отличается архаичными чертами, в том числе слабой профессионализацией. К XIX в. большая часть малых сибирских народов была крещена, но древние верования в разной мере сохраняются у них по сей день.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН