Энцы

Название «энэтэ/эннэчэ» (энцы) появилось в 1930-е гг., означает «человек». Несмотря на свою немногочисленность, энцы всегда разделялись на две группы — лесотундровую и тундровую. Первые назывались бай и муггади, вторые — сомату (мандо). Общая численность — 237 чел.

История энцев обычно рассматривается в рамках общесамодийского этногенеза. В родовой этнонимике энцев, ряде элементов их культуры присутствует южносибирская традиция, которая проникает на Север с переселением в IХ и ХIII в. ряда южносамодийских родов. Вторым этнокультурным компонентом является аборигенный, арктический. Влияние аборигенов прослеживается в одежде, жилище и ряде других элементов культуры энцев.

Этническая территория обеих этнотерриториальных групп энцев оформилась к ХVII в. В этот период она включала обширные пространства тундры и лесотундры от бассейна Нижнего и Среднего Таза на юго-западе до правобережья Енисея и Енисейской губы на северо-востоке для тундровых энцев. Лесные энцы расселялись в бассейне Среднего и Верхнего Таза и далее на восток до правобережья Енисея. В начале XVII в. на северо-востоке Западной Сибири происходит изменение этнической территории энцев, связанное с переселениями селькупов. Взаимодействие энцев с селькупами имело различный характер: от прямых военных столкновений до переселений на новые территории, ближе к низовьям Енисея и вхождения части энецких семей в состав селькупов. В результате этих процессов наибольшему изменению подверглась этническая территория лесных энцев, многие родовые подразделения которых переселились вниз по Енисею.

Но наиболее значительное влияние на энцев в этот период оказали их западные соседи — ненцы. Некоторые группы энцев уже к началу ХIХ в. практически полностью утратили этническую специфику, восприняв ненецкие язык и культуру. Окончательно картина расселения энцев сложилась к середине ХIХ в.

Сейчас энцы компактно проживают на юго-западе Таймыра, в поселках на Енисее: Потапово, Левинские пески, Байкаловск, Караул, Воронцово. Немного энцев обитает в национальных поселках Центрального Таймыра — Усть-Авам и Волочанка, а также в городе Дудинка. В 2000 г.

Постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

Энецкий язык входит в самодийскую ветвь уральской языковой семьи. Он подразделяется на два диалекта: тундровый (маду бада) и таежный (бай бада), которые соответствуют двум территориальным подразделениям энцев.

Лесные энцы приняли православие, но традиционная мировоззренческая система сохранилась. В энецкий пантеон входят, с одной стороны, персонажи высшего уровня, соответствующие ненецким (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо), более низкий уровень составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помощники и покровители, которые часто атрибутировались в антропозооморфном виде. Основу традиционного мировоззрения энцев составляют представления о Матерях Природы — Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие его разных сторон, место человека и его отношение к миру, трансформацию жизненности и т.п.

Общая динамика хозяйства энцев состоит в переходе от промысловой экономики, «культуры охотников на дикого оленя», к домашнему крупностадному оленеводству у тундровых энцев, и сохранении в среде лесных энцев таежного промыслового хозяйства.

Основа рациона ненцев — свежее и мороженое мясо, свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку — порсу.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН