Нганасаны

Название народа «нганасаны», принятое в 1930-е гг., образовано от нганаса — «человек, мужчина»; самоназвание — ня — «товарищ». В литературе известны также по названию их наиболее многочисленных групп как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды или просто самоеды. Численность — 834 чел.

Нганасанский язык относится к самодийской ветви уральско-юкагирской языковой семьи. Обнаруживаются языковые связи с селькупами, проявляющиеся в наличии общего пласта несамодийской лексики.

Нганасаны происходят от древнейшего населения Таймыра, которое переняло язык и культуру пришедших с юга самодийских племен. Однако еще в XVII в. они представляли не единый народ, а четыре племени: пясидская самоядь, кураки, тидирисы и тавги. Кто из них кроме пясидской самояди говорил тогда на самодийском наречии— неизвестно. Другое вкрапление в нганасанскую культуру принес народ, о котором имеются лишь известные многим нганасанам смутные предания о том, что где-то на востоке у них живут родственники. По некоторым косвенным этнографическим признакам это юкагиры. Контакты с русскими начались в XVII в., когда мангазейские казаки, стоявшие в остроге Мангазея, стали собирать дань с тавгийской самояди. Нганасаны сохранили вплоть до середины ХХ столетия древние черты мировоззрения охотников на дикого оленя времен каменного века.

Традиционные занятия — охота, оленеводство, рыболовство. Хозяйственная деятельность носила сезонный характер. Основная охота приходилась на летнее-осенний период (с июля по ноябрь).

Охотились на диких оленей, диких гусей, уток, куропаток, песцов, зайцев.

Во время выведения животными потомства охота регламентировалась обычаем (карсу), запрещавшим убивать самок зверей и птиц во время беременности и выхаживания детенышей.

Нганасаны — исконные анимисты. Влияние христианства проявляется достаточно ярко в ХVIII в. На начальном этапе христианизация носила интенсивный характер и имела большое влияние на духовную культуру нганасан. К середине ХIХ в. наблюдается сокращение количества священнослужителей и, соответственно, миссионерской деятельности. К началу ХХ в. нганасаны вновь считаются язычниками. Религию нганасан в этот период и вплоть до современности можно оценить как синкретическую. Наряду с персонажами матерей природы, появляется лёса нго (русский бог), Миколка-бог (св. Николай), иконы ассоциируются с изображениями своих культовых предметов — дялы койка (идолы дневного света).

В настоящее время расселены двумя группами: в Хатангском районе (вадеевские нганасаны) и на территории Дудинского горсовета (авамские нганасаны). В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

Основу питания составляли оленье мясо и рыба. Летом и осенью женщины заготавливали мясо впрок. Зимой замораживали оленью кровь и по мере надобности откалывали куски для приготовления похлебки (дяма). Рыбу ели в сыром, замороженном, вяленом виде. Употреблялись также мясо гусей, куропаток, песцов, зайцев, снежного барана и птичьи яйца. Пресные лепешки из покупной муки (кириба) считались лакомством. Среди любимых блюд были также чирима кириба — лепешки из муки с икрой и чириме дир — сало, сваренное с икрой. Из привозных продуктов нганасаны пользовались чаем и табаком.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН