Ненцы

Самоназвание — ненедь, ненэйненець — человек, настоящий человек. Раньше их называли самоеды, юраки. Это самый многочисленный и широко расселенный народ Российской Арктики. Общая численность — 41 тыс. чел. В 2000 г. Постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

Ненецкий язык относится к северной подгруппе самодийской ветви уральских языков. Язык тундровых ненцев подразделяется на говоры: канинский, большеземельский, приуральский и др.

Ненецкая письменность создана в 1932 г. на основе латинской графики.

С 1937 г. — на русском алфавите.

Формирование ненцев связывают с кулайской археологической культурой (V в. до н.э. — V в. н.э.) на территории Среднего Приобья. Оттуда в III–II вв. до н.э. миграционные волны самодийцев-кулайцев проникли в низовья Оби, Среднее Прииртышье, Приобье и Присаянье. В первые века нашей эры под натиском гуннов часть самодийцев отступила в лесную полосу европейского Севера, дав начало европейским ненцам. В процессе экспансии в приполярную зону предки ненцев включили в свой состав аборигенов, населявших север Восточной Европы и Западной Сибири до появления там самодийцев. В XVII в. ненцы освоили северное Приуралье, север полуострова Ямал и двинулись дальше на восток, оттеснив племена предков энцев, охотников на дикого оленя вплоть до Енисея.

Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалектам, некоторым особенностям культуры. В настоящее время ненцы считаются самыми подвижными кочевниками в мире.

Делятся на две этнотерриториальные группы. Тундровые с конца ХIХ в. Расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (Мурманской области, Ненецкого АО, Ямало-Ненецкого АО, Красноярского края) до правобережья нижнего Енисея. Лесные расселяются в лесотундре междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне р. Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рр. Лямин, Тромеган и Аган.

У ненцев сохранились культы духов-хозяев земли, воды, реки, озера, леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве, поэтому расположения духов добивались жертвоприношениями. Верховным божеством в ненецком пантеоне считался Нум — хозяин неба. Наиболее важны для ненецких верований культовые места, специально созданные человеком. Они располагаются у лиственниц или камней особой формы. Подобные культовые места могли быть родовыми либо семейными. Также существовала категория домашних (семейных) духов.

Они представляли собой деревянные фигурки или небольшие камни.

Основным занятием ненцев в древности была охота на диких оленей. Их предки владели также навыками оленеводства. В новых экологических условиях постепенно стало доминировать крупнотабунное оленеводство, поэтому все потребности тундровых ненцев обеспечивались продукцией оленеводства. Хозяйственное значение в культуре лесных ненцев имели рыболовный и пушной промыслы, охота на водоплавающую дичь.

Наиболее широко распространены блюда из замороженного, копченого, сушеного, вареного мяса (оленина, мясо птицы) и рыбы. Также в числе любимых блюд сырое мясо только что забитого оленя.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН