Водь

Самоназвание — вадьялайн. На рубеже XIX–ХХ вв. населяли западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский район): окрестности деревни Котлы и нижнее течение реки Луги. Сейчас в России насчитывается 73 вожанина.

Водский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Водский язык наиболее близок северо-восточному диалекту эстонского. Язык находится на грани исчезновения.

Формирование води относится к I тыс. н.э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Территория води была частью Новгородской земли, в составе которой выделялась Водская пятина как отдельная административно-территориальная единица. Водь занимала земли от р. Нарова и Чудского озера на западе и, включая Ижорское плато, на востоке. В русских летописях водь с 1069 г. известна как вожане, а также под общим наименованием финно-язычных народов — чудь. В европейских зарубежных источниках (буллы пап Александра III и Григория IX) водь и водская земля под названием Ватланд (Ватландия) упоминаются с XII в. В конце XV в. территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. Сохранилась грамота новгородского архиепископа Макария в Водскую пятину, датированная 1534 г. Макарий отправил православные иконы и освященный крест в водские земли. Так вожане приняли православие. Пастор Трефурт, живший в XVIII в., свидетельствовал: «Водский народ — крепкий, добросовестный и очень работящий, большая часть его не только живет в достатке, но среди них есть даже довольно состоятельные по их меркам люди». В 1943 г. водь, как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию.

По возвращении в СССР в 1944–1945 гг. и до середины 1950_х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания. В связи с малочисленностью води на территории Ленинградской области не существовало водских национальных сельсоветов. Также не было школ с обучением на водском языке. Современное водское население является потомками северо-западной группы води.

Водь сегодня проживает в Кингисеппском районе Ленинградской области в деревнях Лужицы и Краколье. Немало современных вожан — петербуржцы.

Водь — православные. Долгое время у них сохранялись пережитки язычества. К XVI в. относятся сведения о распространении в Водской земле идолопоклонничества и о жрецах, которых называли арбуи. Еще на рубеже XIX–XX вв. оставались пережитки почитания природных объектов: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др. На традиционную обрядность води, в частности свадебную, существенное влияние оказали русские.

Характерны общедеревенские культовые братчины (вакковы) с коллективной варкой пива.

Основой хозяйства было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, репу, капусту, с XIX в. — картофель. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях близ Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. Типичными были различные отхожие промыслы. Крестьяне уходили на заработки в Санкт-Петербург или Нарву.

Значительную часть традиционного рациона составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. — картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, плоские ячменные лепешки (иивакко), мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН