Саамы

Самоназвание — саами, саамь, русские называли их лопарями, лопью (этимологизируется из финского как «жители окраинной земли»). Общая численность в Российской Федерации — 1991 чел. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа. Живут также в Норвегии, Швеции и Финляндии.

Важнейшими социальными институтами у саамов традиционно были семья и объединение семей (siida), ведавшее выделением земли в пользование отдельным семьям и родам.

В XV–XVI вв. началась христианизация саамов; верующие в Скандинавии — лютеране, в России — православные, однако долго, до начала XX в. сохранялись дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей. Существовал культ почитания сейдов — приметных природных образований (больших камней, скал, высоких пней антропоморфного облика) и артефактов (мегалитический сооружений). До начала XX в. в каждой семье хранились божки — завернутые в тряпочку камни. Служители традиционного культа у саамов назывались нойды (нойда) и выполняли функции шамана, знахаря и жреца. Фольклор саамов представлен сказками (майнс) для детей, о глупом людоеде Тале, о равках (оборотнях), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания (сакки) повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины (бойса) и импровизации (муштоллы).

Саамы, жившие по морскому побережью и по берегам рек и озер, издавна занимались рыболовством, сочетая его с охотой на дикого оленя, пушного зверя, а также промыслом морского зверя. Традиционной основой экономики уже давно является оленеводство, для которого в прошлом был характерен вольный выпас оленей. В настоящее время развиваются также молочное животноводство, огородничество.

Полукочевой образ жизни определил типы традиционных построек. Постоянным зимним жилищем в саамских поселениях — погостах была срубная однокамерная постройка с окном и плоской дощатой крышей. Временным летним жилищем служила постройка из жердей в форме усеченной четырехгранной, иногда шести- или даже восьмигранной пирамиды (кота у скандинавских и вежа у кольских саамов). Покрытие состояло из поставленных наклонно вплотную друг к другу жердей, березовой, сосновой или еловой коры и дерна. Пол выстилался ветками и оленьими шкурами, в центре устраивался очаг. При перекочевке использовали куваксу — шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, зимой — оленьими шкурами.

Саамский язык относится к прибалтийско-финской группе финно-угорской ветви уральско-юкагирской семьи языков, но занимает в ней особое положение: до 30 % языкового субстрата саамского языка не находит соответствия в финно-угорских языках. Язык саамов распадается на многие различающиеся между собой диалекты, которые некоторые лингвисты считают отдельными языками). В России из них еще в XX в. было распространено четыре: кильдинский, иоканьгский, нотозерский и бабинский.

Большинство саамов в России (1892 чел.) живут только в Мурманской области— на Кольском полуострове (преимущественно— в Ловозерском и Кольском районах, с. Ена Ковдорского района).

Традиционная пища саамов состоит из оленьего мяса и рыбы; в качестве приправ широко используются ягоды: морошка, брусника, вараника и др. В западных районах ареала саамы употребляют также оленье молоко.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН