Бесермяне

Самоназвание — бесерман. Народ, живущий на северо-западе Удмуртии, а также в сопредельных районах Кировской области. Живут среди удмуртского, татарского, русского населения в 41 населенном пункте, где составляют основную часть. В 2000 г. включены в Единый перечень коренных малочисленных народов. Всего — 3,1 тыс.

Язык бесермян является наречием удмуртского языка, в котором прослеживается тюркское влияние.

Расселены на северо-западе Удмуртии в бассейне р. Чепцы (приток р. Вятки) в пределах Юкаменского, Глазовского, Балезинского, Ярского районов, а также в сопредельных районах Кировской области.

Археологи, исследуя Турчинский могильник бесермян, делают предположение о сходстве его c могильниками Кушнаренковской культуры (Караякуповской, VII–IX вв.), Турбаслинской культуры, оставленной тюркитами I тыс. н.э. Предками бесермян могли быть царские сарматы — барсилы, населявшие во II–IX вв. Нижнее Поволжье. Бесермяне упоминаются в числе жителей Волжской Булгарии под этнонимом берсула. Народ берсула сложился в пределах Волжской Булгарии на основе местного индоиранского (сарматского) и одного из пришлых тюркоязычных народов. С началом монголо-татарского нашествия берсула вынуждены были переселиться в бассейн р. Чепцы, приобретя к настоящему времени звучание своего этнонима как бесермяне. Русские летописи XIII–XV вв. фиксируют народ под названием бесермян на Волге и в нижнем течении р. Камы, письменные документы XVII в. отмечают бесермян в бассейне р. Чепцы. Существует точка зрения, что бесермяне — это группа южных удмуртов, испытавшая сильное и длительное тюркское влияние. В состав бесермян, возможно, влилась какая-то раннетюркская группа, родственная чувашам.

В их формировании существенную роль сыграл религиозный фактор: в Волжской Булгарии часть южноудмуртского населения приняла ислам и стала осознавать себя как нечто отличное от удмуртов и постепенно получила название бесермян (возможно, восходящее к мусульман). После падения Волжской Булгарии бесермяне бежали от монголо-татар в вятские леса и с тех пор живут среди северных удмуртов, но сохранили свою южноудмуртскую речь. Группа бесермян тогда была немногочисленной. По учету 1678 г., были 4 бесермянские деревни, насчитывавшие 73 двора и 337 человек мужского пола, а учет 1717 г. отмечал 18 деревень, 100 дворов и 432 человека мужского пола. По переписи 1926 г. бесермян насчитывалось 10 тыс. чел. Во всесоюзных переписях населения (1939–1989 гг.) бесермян причисляли либо к удмуртам, либо к татарам. В переписи 2002 г. учтены отдельно.

Религии бесермян присущ сложный синкретизм. В XVIII в. народ принял православие, но сохранил традиционные верования и ислам. В деревню ежегодно приглашали для совершения моления муллу, считалось необходимым его присутствие при похоронах; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле. У бесермян также развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности.

Основное занятие — пашенное земледелие. Бесермяне выращивали озимую рожь, ячмень, овес, лен, коноплю, репу, морковь, капусту, огурцы, брюкву. Большую роль играло животноводство. Были распространены бортничество, отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы, извоз.

Традиционная кухня состояла в основном из хлеба (нянь), пирогов и шанег с различной начинкой, каш, супов. Мясо считалось праздничным блюдом. Бесермяне готовили пельмени, перепечи (пресные ватрушки с мясом), мясной суп со взбитым яйцом, курлой (колбаса из конины), пироги с кониной. Свинина была запрещена вплоть до начала XX в., больше использовались конина и мясо птицы. И сегодня в ритуальную пищу бесермяне свинину стараются не включать. Напитки — брага, квас (сюкась), пиво (сур), кумышка.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН