Вепсы

Самоназвания — вепсы, бепся, вепсь, вепся, людиникад, тягалажет. Проживают на юге Республики Карелия (юго-западное побережье Онежского озера), в северо-восточных районах Ленинградской и северо-западных районах Вологодской области. Вепсов в РФ 8,2 тыс. чел. В 2000 г. наделены статусом коренного малочисленного народа.

Вепсский язык прибалтийско-финской группы финно-угорской ветви уральской семьи. Язык имеет три диалекта: северный (шелтозерский, юго-западное побережье Онежского озера), средний (северо-восток Ленинградской области и Бабаевский район Вологодской области) и южный (Ефимовский, Бокситогорский районы Ленинградской области). Распространен также русский язык.

Пока не существует окончательного решения вопроса о происхождении вепсов. Видимо, нет оснований искать прямых предков вепсов среди древнего населения края эпохи неолита и раннего металла, а также раннего железного века. Впрочем, некоторое участие этих племенных групп в этногенезе вепсов вполне возможно. По происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и обособились от них, вероятно, во второй половине I тыс. н.э., а к концу этого периода расселились в Юго-Восточном Приладожье. Курганные могильники X–XIII вв. можно определить как древневепсские. Наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI в. Русские летописи с XI в. называют этот народ весью. На основной этнической территории (в Межозерье) вепсы жили с конца I тыс. в течение всех последующих эпох. Под влиянием различных факторов они постепенно переместились в восточную часть этого района. В XII–XV вв. значительные группы вепсов проникли в районы севернее р. Свири, где вступили в контакты со встречной миграцией карелов. В результате вепсы влились в состав карельской народности, приняв участие в сложении этнографических групп карелов — людиков и ливвиков. Относительно более поздние вепсские переселенцы, обосновавшиеся севернее р. Свири по берегу Онежского озера, не подверглись карелизации и образовали группу северных вепсов. Основная часть вепсов до последней трети XV в. жила в границах Обонежской пятины Новгородской республики.

Верующие — православные. Среди эпических жанров фольклора представляют интерес зачатки исторического эпоса — предания о так называемых панах-предках, а также о древней чуди. Развит сказочный эпос (сарнад) (волшебные, бытовые, сатирические сказки). К эпическому жанру относятся и разнообразные устные рассказы. У вепсов много лирических песен, частушек.

Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трех административных районов — Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского. По названию бывших административных районов, а также рек и озер вепсы делятся на ряд групп: шелтозерские (прионежские) в Карелии, шимозерские и белозерские в Вологодской области, винницкие (оятские), шугозерские и ефимовские в Ленинградской области.

Традиционное занятие — пашенное земледелие в сочетании с подсекой. Животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со второй половины XVIII в. развились лесозаготовка, сплав и бурлачество на рр. Свирь, Нева и др. На р. Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности.

Традиционные блюда — похлебки, каши, пироги с рыбной начинкой, овсяный кисель, болтушка из солодковой ржаной муки и брусничного сока, домашнее пиво, квас.

Источник:  Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН