Ханты
Самоназвание — хантэ, от прафинно-угорского «община, объединение». Внешнее название «остяки», впервые встречающееся в русских документах XIV в., происходит из тюркских языков и обозначает инородческое языческое население. Ранее (до XIV в.) — югры, югричи. В Российской Федерации проживают 28,7 тыс. чел.
Ханты живут в Тюменской (Ханты-Мансийский —Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа) и Томской областях (Александровский район).
В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.
Хантыйский язык угорской группы финно-угорской ветви уральской семьи.
Формирование хантов происходило с конца I тыс. до н.э. на основе смешения северного, таежного населения, для которого был характерен архаичный охотничье-рыболовческий уклад, и пришедших из южнотаежных и лесостепных районов Западной Сибири кочевых племен, принесших на Север элементы коневодческой южной культуры.
По происхождению и языку ханты ближе всего к манси и венграм, по культуре очень близки к манси (особенно северные группы тех и других). Во второй половине I тыс. н.э. складываются основные группы хантов, расселенных от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая рр. Северная Сосьва и Ляпин, а также частично рр. Пелым и Копда на западе.
В XV–XVII вв. часть хантов вытеснялась манси из западных областей на восток и север. На севере ханты частично ассимилированы ненцами, в южных районах (Бараба, рр. Тура, Тавда, Иртыш) миграция хантов на север и восток продолжалась и в XX в. До прихода русских в XVIII в. в Сибирь у хантов были племена, ставшие позднее территориальными группами. В процессе военных столкновений (с ненцами, русскими, татарами) сложились союзы племен — так называемые «княжества» (например, Пелымское, Конда и др.). Во главе их стояли представители родоплеменной знати — княэпы. В родоплеменной знати были старшины, посредничавшие с русской администрацией.
В 1930 г. был создан Ханты-Мансийский национальный (сегодня автономный) округ. Выделяются три этнографические группы, обособление которых связано с природно-климатическими условиями и различными культурными влияниями: северные ханты (влияние ненцев и коми), восточные (влияние селькупов) и южные, практически смешавшиеся с русскими и татарами и утратившие черты традиционной культуры.
В XVII–XVIII вв. ханты приняли православие. Частично сохранились традиционные верования (в духов, трехчастное строение Вселенной, в множественность душ; почитание животных) и обряды. Одним из самых ярких проявлений культа медведя является медвежий праздник. В фольклоре представлены различные сказки, мифы, героические сказания, ритуальные и лирические песни.
До начала ХХ в. ханты занимались рыболовством (их называли «рыбоядцами», «рыбокожими»), а также охотой, собирательством, оленеводством. Расселение хантов по рекам обусловило многообразие видов рыболовства: например, запорное, когда речку или протоку перегораживали специальным заграждением (запором) с отверстиями, в которые вставляли ловушки для рыбы. Охотились на лося, дикого оленя, белку, соболя, лису и др. Собирали кедровые орехи и ягоды. Оленеводы выпасали оленей, кочуя вместе с ними с одного ягельного пастбища на другое. По Оби и Иртышу уже в начале ХХ в. держали коров, овец и лошадей, занимались овощеводством. В советское время разводили черно-бурых лисиц.
Основная пища — рыба, которая перерабатывается практически полностью (что не идет в пищу, используется для приготовления клея, жира, утвари), и мясо лося, оленя; приправой к ним служат ягоды, используемые и как начинка для пирогов. Зерновые продукты употребляются преимущественно в виде муки и блюд из нее, реже в виде круп. Напитки — вода, отвар чаги, чай. Традиционным стало употребление табака, который жуют, нюхают, курят.