Коми-пермяки

Самоназвания — коми-морт, коми-йоз, коми-отир. Различают зюздинских коми-пермяков (Кировская область, Афанасьевский район) и коми-язьвинцев (Пермская область, Красновишерский район). В Российской Федерации проживают 125,2 тыс. чел.

Проживают в Пермском крае (103,4 тыс.), Ханты-Мансийском автономном округе (2,7 тыс.), Свердловской области (2 тыс.), Республике Коми (1,1 тыс.).

Коми-пермяцкий язык финно-пермской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи языков.

Язык делится на четыре наречия: северное (косинско-камское), южное (иньвенское), Верхнекамское (зюздинское) и коми-язьвинское.

Последнее некоторые исследователи склонны считать самостоятельным языком.

Предки коми-пермяков, гляденовские племена, в первые века нашей эры переселялись по водным путям из Среднего Прикамья до р. Вишеры. Процесс продвижения гляденовских племен сопровождался на рубеже IV–V вв. появлением в Прикамье угорских племен западносибирского происхождения. В Сылвенско-Иренском поречье, через которое проходил основной миграционный путь, уграм удалось завладеть территорией проживания местного населения. В конце IV в. здесь сложилась неволинская культура со значительным угорским компонентом. На Верхней Каме в результате взаимодействия гляденовских и угорских племен сформировалась ломоватовская культура IV–IX вв. Ломоватовское и неволинское население становится ядром формирования пракоми_пермяцкой этнической общности. Исследователями выявлено 300 поселений ломоватовцев и 200 — неволинцев. В отличие от неволинцев ломоватовцы оказались более сплоченным населением. На Верхней Каме их культура получила развитие. В IX–XV вв. расширилась территория проживания коми-пермяков на север, северо-восток и запад.

Одновременно значительно увеличилась численность и плотность населения. Когда земли коми-пермяков отошли к Московскому государству, начался приток русского населения, и во второй половине XVI в. Прикамье стало форпостом для торговых связей с Сибирью, а затем для ее завоевания и освоения. С этого времени формировались общие черты в быту и культуре местного русского и коми-пермяцкого населения. В ХIХ — начале ХХ в. шло переселение коми-пермяков на Урал и в Сибирь, связанное с экономическими преобразованиями. В 1925 г. было принято постановление о создании Коми-Пермяцкого национального округа (с 1977 г.— автономный округ).

Хозяйство коми-пермяков было комплексным с ведущей ролью на севере охоты и рыболовства, а на юге — земледелия, переходившего от подсечной формы к пашенной. Из зерновых культур выращивали чаще ячмень, рожь, овес, реже пшеницу.

Развивались на местном сырье металлургия и металлообработка. Плавили металл в глинобитных домницах. Развивается солеварение, косторезное и гончарное производство, домашнее прядение, ткачество и вязание.

Верующие — православные. Фольклорные праздники коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения.

В основе традиционной пищи коми-пермяков мучные изделия: хлеб из ячменной или ржаной муки, блины, оладьи, шаньги, пироги с различной начинкой. Большое место в рационе питания занимали сушеные и соленые грибы и блюда с ними, а также сушеные и моченые ягоды. На первое ели кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп, на второе — каши, чаще всего ячневую и овсяную, разнообразные блюда из рыбы, картофель.

Часто готовили пельмени — с мясом, грибами, редькой. Пили квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяную и малиновую брагу, а также пиво. Чай пили редко, в основном травяной.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН