Марийцы

Самоназвания — мари, марий (от марийск. «человек», «мужчина»). Экзоэтноним, зафиксированный еще в хазарском письменном памятнике X в., — черемисы (в русских летописях черемисами называли также чувашей и южных удмуртов). Населяют Республику Марий Эл.Общая численность в Российской Федерации — 604,3 тыс.

Ядром формировавшегося в I тыс. н.э. в Ветлужско-Вятском междуречье древних мари были Финно-угорские племена. Большую роль в развитии этноса играли тесные связи с тюркскими народами. Значительное влияние, особенно усилившееся после вхождения марийцев в состав Русского государства (1551–1552), оказала русская культура.

В марийском языке, относящемся к волжско-финской группе финно-угорских языков, выделяются горное, луговое, восточное и северо-западное наречия.

Распространен так же русский язык.

Письменность создана на основе кириллической графики.

Большинство верующих марийцев исповедуют православие. Распространено также традиционное язычество (чи марий), особенно среди восточных и части луговых марийцев. Все большие праздники марийцев-язычников (агавайрем, сурем, угинде пайрем) связаны с циклами земледельческих работ. Весенним праздником был агавайрем, который проводился перед севом яровых или после его завершения. Летний праздник (сурем), завершавшийся ритуалом изгнания «злых духов», проводился перед сенокосом. После уборки ржи праздновался угинде пайрем (праздник нового хлеба). Среди крещенных марийцев укоренились и христианские праздники: Пасха,Троица и др., часто с элементами языческой обрядности.

Подразделяются на три основные группы; горные (правобережье Волги), луговые (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточные (Башкирия и другие территории к востоку от Вятки, куда они переселились в XVI–XVIII вв.).

Уже к началу ХХ в. у восточных марийцев преобладала малая индивидуальная семья из Двух-трех поколений родственников по отцовской линии. Наряду с ней существовала и большая неразделенная семья, включавшая стариков, их женатых сыновей (иногда и женатых внуков) с детьми. Для внутрисемейных отношений были характерны патриархальные традиции. В 1989 г. средний размер марийской семьи составлял 3,7 человека.

Основное традиционное занятие — пашенное земледелие. Подсобное значение имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.), бортничество, а позднее — пасечное пчеловодство, рыболовство. Развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело.

Большинство марийцев (312,2 тыс. чел.) проживают в Республике Марий Эл; 105,8 тыс. (лугово-восточные марийцы) — в Республике Башкортостан (в северной и западной частях республики, большинство — в четырех районах: Бирском, Краснокамском, Калтасинском и Мишкинском). Много марийцев в Кировской (39 тыс.) и Свердловской (28 тыс.) областях, Татарстане (18,8 тыс.), Удмуртии (9 тыс.), Нижегородской области (7,8 тыс.), Ханты-Мансийском автономном округе (7,3 тыс.),Волгоградской области (6 тыс.), Пермском крае (5,4 тыс.).

Основная традиционная пища — вареники с начинкой из мяса или творога, вареная колбаса из сала или крови с крупой, слоеные блины, творожные сырники, напитки: пиво (пура), пахта, крепкий медовый напиток (пуро, шорва), хлебный квас (шово), айран (йыра) и др.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН