Удмурты

Удмурты (самоназвание — удморт, устаревшее название — вотяки) — финно-угорский народ, проживают в основном в Удмуртской Республике (460,6 тыс.чел.), Пермском крае (26,3 тыс.), Кировской (180 тыс.) и Свердловской (17,9 тыс.) областях. Общее число в России — 636,9 тыс.

Корни удмуртского народа прослеживаются до финно-угорских племен железного века (I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.). В 1489 г. северные удмурты вошли в состав Русского централизованного государства. В русских письменных памятниках XIV–XVI вв. северные удмурты известны как ары, аряне, отяки; южные удмурты испытали татарское влияние, так как до 1552 г. находились в составе Казанского ханства. В северной части территории удмуртов по р. Чепца сложилась группа ватка, в центрально-западной части в междуречье рр. Кильмезь и Вала — группа калмез.

Большинство верующих удмуртов — православные. Христианские воззрения не вытеснили полностью традиционных верований и представлений. Сохранялись многие семейно-родовые культы, в частности почитание воршудов, под которыми понимался как сам род, так и его священные реликвии. В Башкирии большинство удмуртов придерживается традиционного язычества.

Язык — удмуртский, относится к пермской ветви финно-угорских языков уральской семьи. Диалектологически подразделяется на 4 наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Распространены также русский и татарский языки. Письменность создана на основе кириллицы.

Основным традиционным институтом удмуртов была соседская община, несколько объединений родственных семей. Другой социальный институт (воршуд) представлял собой систему экзогамных групп, имеющих общее название (Бигра, Можга, Пельга, Тукля и др., всего около 70) и общий культ семейно-родового покровителя.

У южных удмуртов в первой половине XVIII в. распространилась малая семья, когда у северных еще преобладали большие семьи.

В традиционной одежде два варианта: северный трехцветный (белый, красный, черный цвета) и южный полихромный. Традиционная женская одежда — туникообразная рубаха со съемным вышитым нагрудником, одежда типа халата, передник, высокий конусовидный головной убор с накидкой, узорные вязаные чулки, носки; обувь — лапти, башмаки, валенки. Верхняя одежда — суконный кафтан, овчинная шуба. Украшения — вышитый нагрудник из монет, налобные повязки, браслеты, перстни. Мужской костюм состоял из пестрядинных штанов и рубахи-косоворотки, подпоясанной тканым поясом, валяной шляпы, лаптей с онучами. Мужчины носили также кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом, трутом и другими вещами.

Удмуртские деревни традиционно располагались по берегам рек. Беспорядочная планировка поселений с середины XIX в. стала меняться на уличную. Жилище представляет собой срубную избу, обычно с двускатной крышей, холодными сенями, глинобитной печью, лавками вдоль стен, нарами или полатями с деревянным изголовьем. Из надворных построек, расположенных вместе с домом на усадьбе П-образно, обязательны клеть (кенос)(место хранения семейного имущества) и летнее жилище (куала). В убранстве жилища много декоративных тканых изделий.

Основными занятиями удмуртов были пашенное земледелие (рожь, овес, ячмень, гречиха, горох, полба, конопля, лен) и животноводство. Охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство, огородничество носили подсобный характер. Ведущее место в прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество, узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте.

Основу питания в прошлом составляли растительные продукты. Праздничными кушаньями были пельмени, рыбники, пироги с начинкой из грибов, ягод, овощей; мясо, масло, молочные каши, супы, блюда из яиц, мед.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН