Народы уральско-юкагирской языковой семьи
Вехи этнической истории
Согласно современным представлениям, протоуральские языки формировались одновременно по обе стороны Уральского хребта: на западе финно-угорская ветвь, на востоке — самодийская. Разделение финнов и угров, судя по всему, произошло около III тыс. до н.э. Затем, во II тыс. до н.э. финские племена двинулись на запад и постепенно дошли до Балтийского моря. В VIII–III вв. до н.э. в Волго-Камье существовала ананьинская культура, носители которой были далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и отчасти марийцев.
Начало формирования современных финноязычных народов Волго-Камья (удмурты, марийцы, мордва и бесермяне) относится к первой половине I тыс. н.э. Оно сопровождается процессами поэтапных перемещений племен, культурным взаимодействием их друг с другом и с соседними тюркоязычными, ираноязычными народами и восточными славянами. Окончательное формирование народов на этой территории путем консолидации этнографических группировок происходит в период развития капиталистических отношений. На севере Восточной Европы живут другие финно-угорские народы: карелы, вепсы, коми (зыряне), коми-пермяки и саамы. Здесь же обитают ненцы — народ самодийской ветви уральской языковой семьи. Язык саамов относится к финно-угорской ветви, образуя в ней отдельную группу. В древности, возможно, они говорили на самодийском языке. Коми-зырянский и коми-пермяцкий языки близки между собой и вместе с удмуртским составляют пермскую подгруппу финских языков. Заселение европейского Севера происходило в эпоху мезолита (12–10 тыс. лет тому назад), и предположительно первыми здесь появляются предки саамов. Позднее значительная их часть была ассимилирована другими финно-угорскими и ненецкими племенами. В I тыс. до н.э. саамы появляются на Кольском полуострове. В это время здесь уже жили предки эстонцев, карелов, вепсов и финнов-суоми. Формирование карелов происходило на Кольском перешейке и в прилегающих районах Финляндии. С начала XIII в. идут процессы продвижения их на новые территории — Олонецкий перешеек и севернее, на берега Белого моря, а c XVII в. — в Тверскую, Новгородскую и Ярославскую губернии. Особенности культуры этого народа на разных территориях обусловлены в том числе этническим смешением и культурным взаимодействием с соседними этносами.
На территории Верхнего Прикамья в начале I тыс. на основе племен, связанных по происхождению с ананьинской культурой, формировались племена коми. С конца I тыс. постепенно происходит разделение коми на коми-зырян и коми-пермяков за счет перехода будущих коми-зырян на север, в район Вычегды, и смешения здесь с населением, говорившем на языке, близком к вепсскому. Эти группы в русских источниках именуются Пермью Вычегодской. Племена, оставшиеся на Каме, сложились в коми-пермяцкий народ, известный по документам как Пермь Великая. В XIV–XV вв. оба народа вошли в состав Московской Руси. Говорящие сейчас на угорских языках народы ханты и манси формировались на протяжении длительного периода, начало которого (для манси) относят ко II–I тыс. до н.э. В основе хантыйского этноса лежит культура древних аборигенных уральских племен Урала и Западной Сибири. Предки манси — племена уральской неолитической культуры и угорских и индоевропейских (индо-иранских) племен, пришедших с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана на юг Урала и его западные склоны. В результате миграций в Зауралье в XI–XIV вв. манси вступают в контакт с северными ханты, а также с тюркскими народами и русскими.
В Прибалтике, у северо-западной границы балто-славянского ареала с I тыс. до н.э. формировалась народность прибалтийских финнов, ставших предками эстонцев, ливов и води. Водь — древнейшее известное население обширной территории Северо-Запада Восточно-Европейской равнины, выделившееся в I тыс. н.э. из северо-восточных эстонских племен. С середины I тыс. водь живет чересполосно со славянами и ижорскими племенами. Последние, выделившись в этот период из южно-карельских племен и постепенно выдвинувшись на территорию води, достигли в XI–XII вв. рек Луги и Нарвы. В русских летописях водь и ижора, а также вепсы упоминаются под названием чудь.
Обособление вепсов относят ко второй половине I тыс. н.э. В XIX в. они заселяли более обширный, чем теперь, ареал Севера и Северо-Запада России. К народам финно-угорской языковой группы относятся также собственно финны, эстонцы (финская ветвь) и венгры (угорская ветвь).
К народам самодийской группы уральских языков относятся ненцы, населяющие лесотундру и тундру Евразии от Таймыра до Белого моря, энцы, обитающие в низовье Енисея, нганасаны, живущие на Таймыре, и селькупы — на средней Оби и в бассейне Таза.
В последнее время лингвисты склонны объединять уральскую и юкагирскую языковые семьи в единую уральско-юкагирскую семью. Однако, если юкагиры и родственны уральцам, они покинули протоуральскую общность столь давно, что общего с большинством уральских народов у них осталось немного. В то же время юкагиры сильно сблизились по культуре с так называемыми «палеоазиатскими народами».
Основные занятия
Для народов Волго-Камья с давних времен основными занятиями были земледелие и скотоводство, причем в XIX в. последнее имело подсобное значение. Другими древними занятиями были охота и бортничество, пришедшие в упадок с вырубкой лесов (бортничество сменилось пасечным пчеловодством). Рано начали заниматься земледелием и народы европейского Севера России, особенно на юге региона. Наряду с земледелием было распространено скотоводство. Бытовали охота и рыболовство.
Часть коми (на р. Ижма) под влиянием ненцев освоили оленеводство, образовав группу коми-ижемцев. Сельское хозяйство было основой жизнедеятельности води и ижоры.
Рыболовство в качестве традиционного занятия преобладало в бассейне р. Оби у хантов и манси. Вспомогательное значение имела охота. Часть хантов и манси занимались оленеводством. У селькупов на первом месте по значимости стояла охота, рыболовство — на втором. Типичными оленеводами тундры были ненцы, для которых оленеводство составляло основу существования. Охота и рыболовство являлись вспомогательными отраслями. К середине XIX в. постепенно перешли от охоты на оленя к оленеводству и нганасаны. Среди энцев лишь в 1930-х гг. организуются оленеводческие и промысловые хозяйства, до этого времени они оставались охотниками.
Материальная культура
Жилищем рассматриваемых народов Волго-Камья служила срубная изба, по планировке и убранству ничем не отличавшаяся от изб русского населения. В настоящее время традиция строить срубные жилища сохранилась, но они значительно изменили свой внешний вид и внутреннее убранство — состоят из нескольких комнат с городской обстановкой. Много общего в традиционной материальной культуре карелов, вепсов, коми и коми-пермяков, что выражается в особенностях расселения (гнездовой тип), срубном жилище на высоком подклете и устройстве хозяйственного двора (дом-двор). Срубные избы у саамов распространились под влиянием русской культуры с XVIII в. XX век принес много изменений в традиционный уклад населения Севера: с развитием промышленности и специализированного сельского хозяйства элементы традиционной культуры сохранились лишь во внешнем облике сельского жилища.
Материальная культура оседлых рыболовов Оби, оленеводов и охотников определялась потребностями хозяйственной деятельности. У первых бытовали как оседлые поселения с капитальными постройками, так и сезонные жилища на местах рыбного промысла; кочевые оленеводы жили на стойбищах, места которых часто были постоянными.
Религия и духовная культур
Большинство постепенно, под влиянием соседнего русского населения и благодаря деятельности русских миссионеров приняли православие. В народной культуре частично сохраняются элементы дохристианских верований, в среде национальной интеллигенции предпринимаются попытки возрождения древнего язычества. Бесермяне сочетают православие, традиционные верования и ислам. Венгры в большинстве своем — католики, финны — преимущественно лютеране, эстонцы — лютеране и православные (сету). Духовная культура народов уральской семьи чрезвычайно разнообразна. Широко известен карело-финский поэтический эпос «Калевала», эстонский — «Калеви-поэг».
Письменность
Раньше, чем у других народов уральской семьи, письменность возникла у кочевников венгров. Это было руническое письмо, восходящее к тюркским орхоно-енисейским рунам. В XI в. король Иштван I ввел вместо рун латиницу, но в некоторых районах Венгрии они использовались до начала XIX в.
Первый письменный текст на карельском языке с использованием кириллицы относится к XII–XIII вв. Попытка создать собственную карельскую письменность была предпринята в XVI в. До наших дней эта письменность не дошла. В начале XIX в. на карельский переводится Евангелие, издается букварь, для их печати используется русский алфавит. В 1930 г. создается алфавит на основе латинского для тверских карелов, а в 1937 г. — на основе кириллицы — общий для всех карелов. В это же время создается и вепсская письменность, сначала на основе латиницы, затем — на основе кириллицы. С 1940 по 1989 г. письменность на карельском и вепсском языках не использовалась. В 1989 г. для карелов и вепсов восстановлена письменность на основе латинского алфавита. В 1372 г. православным просветителем св. Стефаном Пермским была создана древнепермская письменность (анбур) — для языков коми-зырян и коми-пермяков (использовалась также некоторыми другими народами). К XVII в. она была вытеснена русским алфавитом. В 1920 г. для литературных языков коми-зырян и коми-пермяков введен так называемый алфавит Молодцова (на основе русской азбуки с видоизмененными буквами). В 1930 г. Языки переведены на письменность на основе латинской графики, в 1936 г. вернули алфавит Молодцова, с 1938 г. — письменность на основе русского алфавита с добавлением нескольких дополнительных знаков.
Финская письменность (финнов-суоми) возникла в 1540-е гг. на основе латинского алфавита. Тогда же возник литературный финский язык. Появление письменности в Эстонии (латинская графика) связано с движением Реформации и распространением лютеранства (XVI в.).
В XVII–XIX вв. на основе латиницы создана письменность для шведских, норвежских и финских саамов, в конце XIX в. — письменность на основе кириллицы для российских (кольских) саамов. В 1933 г. для советских саамов был введен алфавит на основе латинского, в 1937 г. он был заменен на кириллицу. Письменность удмуртов и мордвы возникла в XVIII в. на основе кириллицы. Современные алфавиты (на базе русского с добавлением некоторых букв) утверждены в 1927 г. Марийская письменность на основе кириллицы начинает формироваться со второй половины XVIII в. В 1870-е гг. издаются буквари для горного и лугового марийских языков, а окончательное утверждение марийских алфавитов произошло в 1938 г. Письменность ханты и манси, ненцев и селькупов создается в начале 1930-х гг. на основе латинского алфавита, а в конце 1930-х гг. — на основе русского алфавита. Ижорская письменность появляется в начале 1930-х гг., в ее основе латинский алфавит. В 1980-е гг. формируется нганасанская письменность. Не имеют письменности водь и энцы.