Шапсуги

Самоназвание — адыгэ, шапсыгъ. Проживают главным образом в Турции, Сирии, Иордании и РФ (в Краснодарском крае). Впервые учтены в переписи 2002 г., до этого причислялись к адыгейцам. В РФ — 3,2 тыс. шапсугов. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

В Росcии шапсуги живут преимущественно в Краснодарском крае (3,2 тыс. чел.) — в Туапсинском районе (в аулах Агуй-Шапсуг, Большое Псеушхо, малое Псеушхо) и в Лазаревском районе г. Сочи.

Шапсыгъ — живущие у моря. Шапсуги в XIX в. составляли одну из самых крупных групп причерноморских адыгов, населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рр. Антхир, Абин, Афипс, Бакан, Шипс и др. (Большой Шапсуг). Некоторые этнографы утверждают, что еще в XVIII в. путешественники и соседи называли шапсугов абадзе чиль (абазинский народ) и ассоциировали скорее с абазой, нежели с адыгами. Уже в XIX в. в употребление входит этноним шапсыг, сапсуги, и шапсугов начинают однозначно соотносить с адыгами, черкесами. Возможно, это объясняется сменой вектора внешних взаимодействий шапсугов. Другое объяснение — переход территории, на которой жили шапсуги, из-под политического и экономического влияния абазинских племен под влияние Кабарды.

Среди шапсугов выделяют группу хакучинцев (хакучей), говорящих на особом хакучинском говоре шапсугского диалекта. До второй половины XIX в. проживали между землями убыхов и Малым Шапсугом (Черноморское побережье современного Краснодарского края). Сегодня некоторое число носителей хакучинского диалекта есть в Турции. В России несколько семей хакучинцев проживают в Лазаревском районе Сочи и в ауле Агуй-Шапсуг Туапсинского района Краснодарского края.

Говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка абхазско-адыгской ветви северокавказской семьи.

Верующие — мусульмане-сунниты (ханафиты). Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств — грома и молнии Шибле, плодородия Созереша, покровителей скотоводства Емиша, Ахина, Хакусташа, кузнечного ремесла Тлепша и др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке.

В шапсугском обществе исконным было разделение на своеобразные сословия — уорков (дворян), торкотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). В конце XVIII в. усилилось противостояние между самоуправляемыми родами (псухо) и сельскими общинами (хабль), с одной стороны, и сословием уорков — с другой. Уорки при помощи соседних племен и казаков, присланных царским правительством, пытались восстановить свою власть, но фактически потерпели поражение: им были оставлены лишь символические привилегии. Большая часть вопросов перешла в ведение народного собрания (джеме). Со временем утратили свое былое значение и другие сословия. Сегодня в общественно-семейном быту шапсугов сохраняются многие патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно очень многолюдны и могут продолжаться несколько дней.

Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овес; с конца XVIII в. широко распространилась кукуруза. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством. В материальной культуре традиционные элементы сохранились главным образом в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров).

В сочетании с европейским костюмом мужчины носят папахи, женщины — наголовные платки.

 

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН