Абазины

Самоназвание — абаза. Один из народов Северного Кавказа. Живут, в основном, в Карачаево-Черкесской Республике и на востоке Адыгеи. В РФ  проживает около 38 тыс. чел. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа. Также входят в кавказские диаспоры Турции, Сирии, Иордании, Ливана.

Верующие абазины — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Для современных абазин по-прежнему характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен. Особенности традиционно-бытовой культуры более всего сохраняются в пище, семейной и другой обрядности, этикете, народном творчестве.

Большинство абазин (32,4 тыс. чел.) живет в Карачаево-Черкессии (г. Черкесск— 9,5тыс., Прикубанский— 6,1тыс., Усть-Джегутинский— 4,7тыс., Хабезский— 4,5тыс., Адыге-Хабльский—3,8тыс., Малокарачаевский— 4тыс. районы). Значительная группа (3,3 тыс.)— в Ставропольском крае, в том числе в Кисловодске (1,3 тыс.).

До середины XIX в. главной отраслью хозяйства у абазин было отгонное скотоводство (мелкий и  крупный рогатый скот), коневодство (считалось престижным занятием), со второй половины XIX в. стало преобладать земледелие (просо, ячмень, кукуруза; садоводство, овощеводство). Очень развиты были домашние промыслы и ремесла: обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков, бурок и т.д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечное дело.

Этногенез абхазов и абазин традиционно связывается с античными племенами апсилов и абазгов, населявших Черноморское побережье, этнонимы которых соответствуют самоназваниям абхазов (апсауа) и абазин (абаза, абадзэ). По одной версии, интеграция апсилов и абазгов привела к формированию абхазской общности, часть которой, переселившись в XIII–XIV вв. на северные склоны Кавказа, превратилась в абазин. Другая версия состоит в том, что апсилы и абазги никогда не смешивались, абазины, как и абхазы, сформировались на Черноморском побережье. После 1864 г. абазины были переселены на Северный Кавказ, где осели по соседству с адыгскими племенами. В дальнейшем значительная часть абазин была ассимилирована адыгами, другая испытала их сильное культурное влияние. Большая часть современных абазин проживает на равнинных землях в низовьях Большого и Малого Зеленчуков. При этом земли абазинских аулов не составляют единой территории, а перемешаны с адыгскими и ногайскими аулами. Современные абазины подразделяются на две группы: тапанта (равнинные) и ашхарауа (горные). Эти группы различались не только по месту жительства, но и определенными элементами культуры.

Традиционная социальная организация абазин — сельские общины (аулы), большие и малые семьи, патронимии. Аулы делились на патронимические кварталы.

Традиционная одежда абазин — общекавказского типа: черкеска, бешмет, ноговицы, пояс и т.д.

Традиционная усадьба включает один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей — кунацкую, и в отдалении от них комплекс хозяйственных построек. С середины XIX в. появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей.

Основу традиционной кухни составляют растительные, молочные и мясные продукты. Излюбленное блюдо — курятина с белым соусом, заправленным чесноком и пряностями. Традиционный  слабоалкогольный напиток изготавливается из проса (буза).

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН