Адыгейцы

Самоназвание — адыгэ. Население Республики Адыгея. Численность в Российской Федерации — 128,5 тыс. чел. Название «адыгейцы» является общим для трех этнических групп: абадзехи, бжедуги и темиргоевцы. Этноним адыгэ также относится к близкородственным кабардинцам, черкесам и шапсугам.

Говорят на адыгейском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи. Диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространен русский язык. Письменность на основе кириллицы.

Большая часть адыгейцев (108,1 тыс. чел.) проживает в Республике Адыгея. В Краснодарском крае — 15,8 тыс. В остальных субъектах федерации — небольшие группы.

Пашенное земледелие, садоводство, виноградарство, скотоводство (в т.ч. коневодство). Домашние промыслы — плетение, ткачество, бурочное и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье.

До ХХ в. существовали этнографические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи, адамеи. После Кавказской войны и последующего массового переселения в Турцию и страны Ближнего Востока (мухаджирство) численность их сократилась в десятки раз. Некоторые малочисленные группы полностью ассимилированы более крупными.

Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине — улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей.

Для традиционных верований характерен разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д. Подъем освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгейцев. Сегодня верующие адыгейцы — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни — героические, лирические, бытовые и др., танцы.

С конца XIX в. преобладает малая семья. Семейно-бытовой уклад определяется патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины всегда было и остается достаточно высоким. Было распространено аталычество. Огромную роль в семейных и общественных отношениях играет так называемый «адыгэ хабзэ» — свод этикетных норм и правил, принятых также у кабардинцев и черкесов.

Одежда общекавказского типа, у мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин — шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок.

В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи и приправы (чеснок, чабрец, перцы).

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН