Удины

Самоназвания — уди, ути. Народ, живущий в Азербайджане, а также в Грузии и России (Ростовская область). Общая численность — около 8 тыс. чел. В России проживают 3,7 тыс.

Удины — потомки утиев, одного из древних племен Восточного Закавказья (царство Урарту). Постоянные миграции тюркских племен в Восточное Закавказье способствовали ассимиляции большей части удин, принимавших ислам и переходивших на азербайджанский язык. Часть удин приняли христианство. Приверженцы армяно-григорианской церкви усвоили армянский язык и стали осознавать себя армянами. Потомки этих удин населяют сел. Нидж и частично г. Варташен в Азербайджане. Православные удины сохранили самосознание, самоназвание, язык, в основном традиционную культуру.

В XIX в. у удин преобладала малая семья. Большие патриархальные семьи сохранялись в основном в Нидже. Браки были строго экзогамны: запрещалось жениться родственникам до 7-го колена. Нередки были национально-смешанные браки.

Наиболее значительные группы удин в России живут в Ростовской области (1,6 тыс. чел.; преимущественно в г. Шахты, Азовском, Мясниковском, Сальском районах, Таганроге, Ростове-на-Д ну) и в Краснодарском крае (0,8 тыс.), Волгоградской области.

Основу питания удин составляли растительные продукты: фасоль, рис, грецкие орехи, овощи, зелень, фрукты, ягоды. Хлеб выпекали из пшеничной муки в печи торнэ. Большое место в питании занимали различные виды плова — из риса, фасоли, изюма, хурмы, каштанов, грецких орехов. Популярны жареные и вареные каштаны. Много блюд из овощей. Употреблялись дикорастущие зелень, фрукты, ягоды, особенно крапива и щавель. Важная часть питания — молочные продукты, различные виды яичниц. На праздники, торжества, с приездом гостя обязательны мясные блюда. Распространены блюда из осетрины, севрюги, лососины, раков, миног.

Основу традиционного хозяйства удин составляли поливное земледелие, рисоводство, шелководство, в небольших размерах скотоводство, в Грузии — виноградарство. Из ремесел наиболее развито было гончарное (изготовление посуды и черепицы).

Говорят на удинском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской ветви север- кавказской языковой семьи. Диалекты — варташенский и ниджский. Распространены также азербайджанский и армянский языки.

Верующие удины преимущественно христиане — православные и армяно-григориане.

Села удин располагаются в предгорной зоне, имеют свободную разбросанную планировку. Усадьба включает хозяйственный двор, фруктовый сад и огорожена плетеной или каменной оградой. Дома одноэтажные из камня или сырцового кирпича на высоком каменном фундаменте, крыша двух- или четырехскатная, соломенная, позднее — черепичная. В центре жилого помещения находился открытый очаг-костер, в конце XX в. вытесненный камином с дымоходом; позднее появилась железная печь-времянка. К началу XX в. начали строить каменные двухэтажные дома с галереей (эйван), с широкими застекленными окнами.

В конце XIX в. одежда удин была аналогична одежде карабахских армян. У мужчин — чоха с газырями и широким вырезом на груди, под ней более короткий архалук, наглухо застегнутый, со стоячим воротником, нательная рубаха гурат, штаны. Архалук подвязывали ременным поясом с серебряными бляшками и кинжалом. Головной убор — конусообразная овчинная папаха. Женская верхняя одежда: широкие длинные штаны, очень широкая юбка, поверх которой архалук длиной до колен, со сборками в талии, с длинными разрезными по всей длине рукавами. Архалук подпоясывался широким матерчатым или серебряным поясом с крупной пряжкой. Женский головной убор состоял из нескольких платков, украшался на лбу серебряной цепью с серебряными монетами, у висков — полосками ткани с серебряными монетами. Замужние женщины закрывали нижнюю часть лица платком (яшмаг). Современные удины носят одежду городского типа.

 

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН