Цахуры
Самоназвание — йыхбы. Народ, проживающий на юге Дагестана и северо-западе Азербайджана. В России проживает 10,4 тыс. цахуров, в Азербайджане — около 13 тыс.
Верующие цахуры — мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. Широко отмечался Ураза-байрам, Курбан-байрам, праздник начала весны Навруз (Юхьванин йыгь), первой борозды (Вейца аччес). На Навруз готовят особое блюдо из зерен и вяленого мяса, пекут фигурные хлеба, красят яйца, зажигают костры, поют обрядовые песни. Возвращение скота и чабанов с зимних пастбищ отмечалось скачками, собачьими боями, состязаниями борцов, танцами, жертвоприношениями. Летний праздник Сейран проводят до начала сенокоса у священных гор в течение трех дней.
Говорят на цахурском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской ветви северо-кавказской языковой семьи. Язык делится на цахский и гельмецский диалекты. Большинство цахуров знают лезгинский, азербайджанский или русский языки.
Строго соблюдались обычаи взаимопомощи и гостеприимства, была сильна родовая солидарность. До 20–30-х гг. ХХ в. существовала неразделенная семья (четырехпоколенный состав, 30–35 чел.). В настоящее время бытует в основном малая семья. Обычай избегания существовал в своеобразной форме: молодые женщины с мужчинами при посторонних разговаривали через детей. Вопросы внутренней жизни общины решались на основе адата. Мужское собрание выбирало старейшин и судей. Для решения вопросов, касавшихся всех цахуров, созывали общий сход (ижлас) представителей селений.
Традиционная мужская одежда: штаны, рубаха, бешмет, длинная распашная черкеска, конусообразная островерхая шапка из овчины, каракулевая шапка, башлык. Непременный элемент одежды мужчин — кожаный пояс с кинжалом. Женская одежда: штаны, рубаха, широкая юбка, бешметы разного покроя, передник, шапочка-чепец (дугмаче), сплошь покрытая серебряными украшениями (бляшками, монетами, цепочками).
В Дагестане цахуры населяют высокогорную зону Рутульского района (5 тыс.) в верховьях р. Самур (Горный Магал). В г. Махачкала — 2 тыс., в Кизлярском районе Дагестана — 0,5 тыс. Многие древние селения в настоящее время покинуты, цахуры переселились на территорию Азербайджана, где живут на южных склонах Главного Кавказского хребта и предгорьях в Закатальском и Кахском районах.
Поселения дагестанских цахуров расположены на труднодоступных вершинах хребтов, в изгибах рек, на обрывистых склонах. Форма поселений зависела от рельефа местности. Основным типом жилища был одноэтажный каменный дом с плоской земляной крышей, выходящий на улицу сплошной стеной с входной дверью. Хозяйственные постройки ставились отдельно от дома, часто образуя особый квартал на окраине аула. Современное жилище в основном двухэтажное с верандой.
Были распространены богарное (бесполивное) земледелие и скотоводство. Женщины традиционно занимались обработкой кожи, овчины, шерсти, изготовлением ковров и паласов. Мужчины уходили на заработки. В современном хозяйстве преобладает отгонное скотоводство, в горах возрождается земледелие. Из домашних ремесел сохраняется вязание и ковроделие.
Этноним народа происходит от селения Цахур в Дагестане. Первые сведения о цахурах встречаются в армянских и грузинских источниках VII в., где они названы цахайки.
Традиционная пища состояла из мучных и мясо-молочных продуктов. Овощи и фрукты занимали незначительное место, их заменяли дикорастущие травы. Распространенным блюдом были хинкал, подаваемый с мясом, брынзой, чесночной подливой, каши, пельмени и пироги (чуду) с разнообразными начинками. Чабаны запекали в углях начиненные внутренностями и салом с добавлением душистых трав желудок или целую тушку ягненка, завернутую в шкуру.