Рутульцы

Один из народов юго-западной части Южного Дагестана (Рутульский и Ахтынский районы), а также северо-восточного Азербайджана (Шекинский, Нухинский районы). В настоящее время называют себя рутул, рутульцы, крайне редко — хновцы, мых абдыр. Численность рутульцев в России — 30 тыс. чел.

Этноним рутулы связан с наименованием наиболее многочисленного селения — Рутул. До сих пор остается невыясненным вопрос о происхождении самого термина рутул, поскольку подобный термин в лексиконе и топонимике самих рутулов и их соседей отсутствует, ученые считают его привнесенным. Единственным известным источником, упоминающим слово рутул, является поэма Клавдия Рутилия Намациана «О возвращении своем из Рима в Галию», где говорится: «И, как Вергилий поэт, правнук Рутульских царей».

Рутульцы проживают в Дагестане (24,3 тыс. чел.), в долинах рр. Самур и КараСамур, в двух селениях в долине р. Ахтычай (Хнов и Борч), а также в городах (Махачкала, Каспийск, Дербент и др.). Небольшая группа рутульцев (0,6 тыс.) проживает в Калмыкии, Ставропольском крае, Ростовской области. В отдалении от Кавказа некоторое число рутульцев живет в Тюменской области.

Рутульцы — мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. Ислам суннитского толка начал распространяться среди рутульцев с VII в. Об этом свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе — надгробная плита шейха Магомеда-ибн-Асада-ибн-Мугал, погребенного в Хнове в 675 г. н.э.

Говорят на рутульском (мухадском) языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской ветви северокавказской языковой семьи. Диалекты: мухадский (собственно рутульский), лучекский, шиназско-мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский. Письменность на основе латиницы использовалась в 1928–1938 гг., на основе кириллицы в 1938–1940 гг. и с 1992 г.

Основные занятия — животноводство (разведение крупного рогатого скота и отгонное овцеводство) и пашенное земледелие. Возделываемые культуры — яровая и озимая пшеница, рожь, ячмень, просо, полба. Традиционные домашние промыслы — сукноделие, ковроткачество, производство войлока, шерстяной вязаной обуви, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и др.

Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб нескольких видов из пресного и кислого теста. Наиболее распространенные блюда: хинкал разных форм и размеров, просяная и толоконная каши, пироги с различными начинками.

Селения строились в труднодоступных местах. Для усиления обороноспособности возводились крепостные стены, сигнальные и оборонительные башни. Типы жилища: наиболее ранний — одноэтажный или приподнятый на каменных столбах однокомнатный дом, стоящий отдельно от хозяйственных построек; двухэтажный без двора и надворных построек; одноэтажный или двухэтажный дом с небольшим открытым двором, где имеются хозяйственные помещения.

Преобладающей формой семьи у рутульцев была малая, хотя в XIX — начале XX в. сохранялись отдельные большие неразделенные отцовские семьи. Наиболее крупной родственной группой был тухум во главе с самым старым его членом. На совете глав отдельных семей тухума решались дела о разделе имущества, договаривались о браках и т.д.

Традиционная одежда однотипна с одеждой других лезгинских народов. У мужчин: туникообразная рубаха с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами, черкеска северокавказского типа с газырями и папаха из длинноворсной овчины. У женщин — распашной длинный халат; в пограничных с Азербайджаном селениях — короткая, до бедер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор — мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. В женской одежде значительное место занимали серебряные украшения.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН