Ингуши

Самоназвание — галгаи. Основное население Республики Ингушетия. Также живут в Кабардино-Балкарии, незначительное число расселено по всей России. Численность — 413 тыс. чел. Небольшая диаспора есть в Средней Азии.

Ранние письменные известия об общих предках ингушей и чеченцев относятся к I тыс. до н.э. В «Географии» Страбона упоминается этноним гаргареи, что является производным от нахского гаргара (герга) — близкий, родственный. Средневековый этноним глигвы связывается часто с ближайшими предками ингушей. В чечено-ингушском пограничье расселены группы, которых русские называли в прошлом карабулаки. Самоопределение их — орст- хойцы. Они говорят, что более всего близки ингушам. В 1920-е гг. ингушей ошибочно именовали кисты. По-грузински так зовут чеченцев, а также малочисленных кистин, которые живут на южной стороне Кавказского хребта — в Грузии. Также близки по культуре и языку ингушам бацбийцы. Они, как и кистины, живут по другую сторону Кавказского хребта.

Традиционные верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы. Имелся развитый пантеон (верховное божество — Диела). Ислам утвердился в первой половине XIX в., хотя распространялся с XVI–XVIII вв. Современные ингуши — мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. Встречаются приверженцы ханафитского мазхаба.

Говорят на ингушском языке нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи.

Традиционная пища ингушей — в основном мясо-молочная и растительная. Наиболее распространены чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, молочные продукты и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.

В фольклоре ингушей заметное место занимает нартский героический эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец — парная лезгинка.

Традиционная одежда ингушей общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с вертикально разрезанным спереди воротом на пуговицах, перетянутая ремнем, бешмет с поясом и кинжалом, черкеска с газырями, папаха конусовидной формы. В 1920-х гг. появились фуражки. Повседневная женская одежда — удлиненное платье, рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Свадебное платье (чокхи) — длинное до земли из шелка, бархата и парчи, шилось по фигуре, украшалось металлическими застежками в два ряда. На голове — шапочка в форме усеченного конуса с золотным и серебряным шитьем.

Долгое время сохранялись обычаи кровной мести, куначества, почитания старших. При преобладании малых семей были нередки и большие семьи, особенно в горах. Браки экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны и для современных ингушей. Многие ингуши помнят, к каким родовым группам (тейпам) они принадлежат.

В хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимали альпийское скотоводство и земледелие (ячмень, овес, пшеница), на равнине преобладающей культурой являлась кукуруза. Ведущими отраслями сельского хозяйства в XX в. стали садоводство и виноградарство, тонкорунное овцеводство и мясо-молочное животноводство. В производственной деятельности ингушей значительное место занимало строительное дело (башни, храмы и святилища, наземные склеповые гробницы). Были развиты ювелирное, оружейное, кузнечное, гончарное ремесла, сукноделие, обработка камня, дерева, кожи.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН