Чеченцы

Самоназвание — нохчий. Основное население Чечни. На территории России проживают 1 млн 360 тыс. чел. Часть чеченцев Дагестана именуют себя аккинцы, реже ауховцы (Новолакский  район Дагестана). На границе Чечни и Ингушетии расселены не учтенные переписью 2002 г. орстхойцы со смешанным чечено-ингушским самосознанием.

Большинство чеченцев (1031,7 тыс. чел.) живет в Чеченской Республике, в Ингушетии — 95,4 тыс. чел., Дагестане — 87,9 тыс., Ростовской обл. — 15,4 тыс., Ставропольском крае — 13,2 тыс. Проживают также в Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской областях, Северной Осетии, Москве, а также в Казахстане, Киргизии, на Украине, в Турции и странах Ближнего Востока (Иордания).

В армянских источниках VII в. чеченцы упоминаются под именем нахча матьян («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI–XVII вв. встречаются племенные названия чеченцев (ичкеринцы, ококи, шубуты и др.). Название чеченцы было русской транслитерацией кабардинского шешен и происходило от названия села Большой Чечен.

Верующие чеченцы— мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков— накшбанди и надири. Основными божествами домусульманского пантеона были бог солнца и неба Дела, бог грома и молнии Села, покровитель скотоводства Галь-Ерды, охоты— Елта, богиня плодородия Тушоли, бог загробного мира Эштр и др. Ислам проникает в Чечню с XIII в. через Золотую Орду и Дагестан. Полностью чеченцы обращены в мусульманство к XVIII в. Важным элементом чеченского общества являются суфийские общины-вирды вместе с родовыми кланами (тейпами), хотя приоритетную социальную роль в настоящее время играют обычные гражданские институты.

Говорят на чеченском языке нахской группы нахско-дагестанской ветви северокавказской языковой семьи. Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространен также русский язык. Письменность после 1917 г. сначала на основе арабской, затем — латинской графики, с 1938 г. — на основе русского алфавита.

Господствующей формой общины была соседская, состоявшая из семей как чеченского, так иногда и иноэтнического происхождения. Сохранялись обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, родовой и соседской взаимопомощи, кровной мести. Вопрос об объявлении кровной мести, возможность и условия примирения решались на общих сходах. Мщение, наказание, убийство не могли происходить при женщине. Местами сохранялись многоженство и левират. Родовые объединения не были экзогамны, браки запрещались между родственниками до третьего колена.

Традиционное жилище состояло из нескольких комнат, вытянутых в ряд, с отдельными выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Отличительной чертой интерьера чеченского жилища было почти полное отсутствие мебели: сундук, низкий столик на трех ножках, несколько скамеек. Стены завешивались шкурами, коврами, на них размещалось оружие, пол покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались священными. Хранительницей очага была старшая женщина.

Разводили овец, крупный рогатый скот, а также породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйственная специализация: получая хлеб с равнины, горные чеченцы сбывали взамен излишки скота. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесла, горный промысел, производство шелка, обработка кости и рога.

Традиционная одежда была сходной с общекавказским костюмом. Мужская одежда — рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Мужские головные уборы — высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание ее влекло кровную месть. Основными элементами женской одежды были рубаха и штаны. Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда до земли. Цвет одежды определялся статусом женщины, различаясь у замужних, незамужних и вдов.

Пища весной преимущественно мучная, летом — фрукты, молочные блюда, зимой в основном мясные. Повседневная пища — чурек с сыром, супы, каши, блинчики, у более состоятельных — творог с маслом, жижа-галнаш (мясо с галушками), мясной бульон, лепешки с сыром, мясом, тыквой и др.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН