Народы северокавказской языковой семьи

Формирование этносов

Кавказ — особая историко-этнографическая область с очень сложным этническим составом. Наряду с народами, насчитывающими миллионы человек, здесь обитают множество этносов, чья численность не превышает нескольких тысяч человек. Большая часть их принадлежит к северокавказской семье языков. Анализ лингвистических и археологических данных позволяет предположить, что предки народов северокавказской языковой семьи — автохтонное население Кавказа. Возведение абхазо-адыгской ветви к древнему хаттскому языку и связь нахско-дагестанских языков с хуррито-урартскими — темы, привлекающие многих лингвистов. Однако связи эти на данный момент гипотетичны, и о происхождении современных северокавказских этносов от населения Урарту и государства хаттов сегодня также можно говорить лишь как о гипотезе.

С древних времен и особенно в средние века население Северного Кавказа находилось в постоянном контакте с разного рода кочевыми племенами. В I тыс. до н.э. и в начале нашей эры степное Предкавказье служило кочевьем для ираноязычных киммерийцев, скифов, сарматов, затем аланов. В IV в. на Кавказ пришли гунны, за ними — тюркский племенной союз акациров. В V в. их сменили новые тюрки-сабиры. В VI в. из_за Волги пришли тюрки-авары. В начале VII в. в Предкавказье возникает мощная конфедерация разных тюркских племен под названием Великая Болгария. Потом были Хазарский каганат, печенеги, Аланское царство, Золотая Орда. Все эти кочевники влияли на язык и культуру северокавказских народов. Часть кочевников (тюркоязычных, ираноязычных) оседала в предгорьях и горах Кавказа, становясь соседями автохтонного населения.

Языки и письменность

Объединить нахско-дагестанские и абхазско-адыгские языки в северокавказскую языковую семью (надсемью) предложил лингвист С.А. Старостин. Он руководствовался наличием в этих языковых группах существенных лексических схождений. У этой гипотезы достаточно противников среди лингвистов, но в этнографическом плане вполне правомерно рассматривать северокавказские народы в единстве из-за сходных условий проживания и общих черт материальной и духовной культуры.

К языкам абхазско-адыгской группы принадлежат абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский и убыхский (в настоящее время считается вымершим). Абхазы живут в Абхазии, Аджарии, Турции и Сирии. В последних двух странах известны как черкесы. Есть абхазы и в России.

По языку и происхождению к ним близки абазины, живущие в Карачаево-Черкесской Республике, некоторых районах Ставропольского края и в Турции. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы называют себя одинаково — адыгэ, адыги. Адыгейцы живут в Адыгее, некоторых районах Краснодарского края, в Турции, Сирии, Иордании и на Балканах. Кабардинцы и черкесы проживают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также (как и адыгейцы) в Сирии и Иордании. Среди адыгских народов выделяют также шапсугов, проживающих в Туапсинском районе, Лазоревском районе г. Сочи Краснодарского края, а также в Турции, Сирии, Иордании. За границей России все адыги известны как черкесы.

К нахско-дагестанской ветви относятся языки вайнахские и дагестанские. Вайнахские — языки чеченцев, ингушей и бацбийцев. Бацбийцы в России не живут, все они сконцентрированы в единственном селе Земо-Алвани (Ахметский район, Грузия). Чеченцы живут в Чечне, а также в Дагестане (аккинцы). Расселены по многим регионам России, проживают также в Казахстане. Ингуши живут в самом мононациональном субъекте Федерации — Республике Ингушетия.

Дагестанскую группу составляют аваро-андо-цезские, лезгинские, лакско-даргинские, а также арчинский и удинский языки. Носители аваро-андо-цезских языков занимают западные районы Дагестана, лакцы и даргинцы живут к востоку от них, народы, говорящие на лезгинских языках, на юге Дагестана, в Северном Азербайджане и в отдельных районах Грузии. Современная письменность всех языков северокавказской семьи основывается на кириллице.

Основные занятия и материальная культура

Традиционные хозяйственные отрасли северокавказских народов — земледелие (выращивали просо, овес, кукурузу, ячмень), животноводство (отгонное, особенно популярно овцеводство), виноградарство и виноделие. Отлично развиты ремесла. Издавна широко распространены гончарное дело, производство металлической посуды, чеканка, изготовление ковров, бурок, ковка холодного оружия и его украшение. Далеко за пределами Дагестана, например, известен своими мастерами аул Кубачи: слова «кубачинский кинжал», «кубачинская сабля» не просто обозначают место изготовления оружия, а являются признанной во всем мире маркой — гарантией качества и высокого художественного уровня изделия.

Тип традиционного жилища на Северном Кавказе сильно зависел от типа местности. В горах это были, как правило, одно- и двухэтажные каменные дома с толстыми стенами, плоскими крышами, иногда с боевыми башнями. Застройка была плотная, ярусная. Крыша дома, построенного ниже по склону, часто служила двором для дома, построенного выше. Родственники, как правило, селились рядом, образуя целые семейные кварталы. На равнине традиционная северокавказская постройка — турлучная или саманная, с двухскатной или четырехскатной крышей.

Пища

Основу повседневного рациона народов Кавказа долгое время составляли пресные лепешки и кислый лаваш из пшеничной, ячменной, ржаной или овсяной муки. У адыгов вместо хлеба часто использовалась густая просяная каша. В горах, где было развито отгонное скотоводство, употребляли молочные продукты, особенно сыр. На равнине хлебо-молочная диета дополнялась овощами. Мясо ели редко. К настоящему времени существенно увеличилось потребление мясных блюд, овощей, фруктов.

Общество

В общественном укладе северокавказских народов долгое время сохранялись следы «военной демократии». Самоуправляемые сельские общины «вольные общества» были независимыми от феодалов не только в хозяйственном, но и в политическом отношении. Широко был распространен обычай аталычества, когда ребенка отдавали на воспитание в чужую семью до совершеннолетия. Не менее широко среди всех северокавказских народов были распространены (и отчасти сохраняются по сей день) различные обычаи избегания: женой — мужа в определенных ситуациях и его старших родственников, мужем — старших родственников жены и т.п. Огромную силу имеют обычаи, связанные с гостеприимством. Почти в каждом доме есть специальные гостевые комнаты (кунацкие). Большая патриархальная семья разрушилась к концу XIX в. Теперь на Северном Кавказе преобладает малая семья, в которой, правда, по-прежнему сильны патриархальные отношения.

Религия и духовная культура

В древности народы Северного Кавказа были язычниками — поклонялись огню, духам мест, явлений природы. С VI по XVIII в. в регион активно устремились православие и ислам. Сегодня большинство верующих представителей народов Северного Кавказа — мусульмане-сунниты. Немало и христиан. Прежние верования, правда, исчезли не полностью, влившись в местные варианты двух мировых религий в виде локальных обрядов и святых мест, староязыческих, но получивших мусульманское или христианское толкование.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН